Философия права в глобализирующемся мире: образовательный проект и общественный заказ.

Силантьева Маргарита Вениаминовна - доктор философских наук, профессор кафедры философии МГИМО(У) МИД России.

M. Silantieva - Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Department of Philosophy, MGIMO (University) under the Ministry for Foreign Affairs of Russia.

В статье рассматривается вопрос о степени актуальности метатеоретических подходов, связанных с философским видением актуальных проблем современности. Одним из «треков» глобализационных изменений общества, наиболее интимно касающихся самой сущности человека, является «мутация» ценностной базы общественной жизни. Здесь глобальные ценностные сдвиги дают импульс изменения   социальным нормам (этическим, правовым и т.п.). Последние, в свою очередь, конкретизируют в социальном пространстве процессы радикальной транс-формации аксиологического фундамента культуры, нередко ведущие к необратимым результатам. Анализируется связь указанных явлений с насущными задачами качественного образования, позволяющего сформировать перспективную социальную элиту, хорошо подготовленную к решению нетривиальных задач социального управления.

Ключевые слова: философия права, этика, философия культуры, «антропологический сдвиг», социальный трансцензус, аксиологический фундамент культуры, стереотипы общественного мнения, норма, социальная норма, качество образования, элитное образование.

PHILOSOPHY OF LAW IN A GLOBALIZING WORLD: AN EDUCATION PROJECT AND A SOCIETAL ORDER.

The paper discusses the relevance of meta-theoretical approaches associated with the philosophical vision of the pressing problems of the present day. One of the «tracks» of  change in the globalization of society, most intimately related to the very essence of man, is a «mutation» of the value base of social life. Here the global value shifts give impetus to change in social norms (ethical, legal, etc.). The latter, in turn, specifies in the social space a process of radical transformation of the axiological foundation of culture, often leading to  irreversible results. The connection between these phenomena and the urgent tasks of quality education forming a forward-looking social elite well-prepared to solve nontrivial problems of social management is analysed.

Keywords: philosophy of law, ethics, philosophy of culture, «an anthropological shift», social transcendence, the axiological foundation of culture, stereotypes of public opinion, norm, social norm, quality of education, elite education.

Архив: