Востребованность и пределы судебного нормотворчества.
Энтин Марк Львович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой европейского права МГИМО МИД России.
Энтина Екатерина Геннадьевна, кандидат политических наук, доцент факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета Высшая школа экономики.
Mark L. Entin - Doctor of Science (Law), Full Professor, Head of the Department of European law, MGIMO University under the MFA of Russia;
Ekaterina G. Entina – Candidate of Science (Political sciences), Assistant Professor, Faculty of World Economy and World Politics, National Research University “Higher School of Economics”.
Введение: в статье исследована актуальная проблема судебного нормотворчества в контексте деятельности международных судебных учреждений.
Материалы и методы: в статье проведен теоретический и эмпирический анализ основных источников международного и европейского права, судебная практика ряда международных судебных учреждений, труды отечественных и зарубежных ученых, аналитические документы международных организаций, что позволило получить следующие результаты.
Результаты исследования: Судебное нормотворчество – устоявшаяся международная практика, которая в ряде случаев бывает особенно востребованной. Судебное нормотворчество воспринимается доктриной как вполне естественное, необходимое и легитимное правовое явление. На практике получили развитие две формы судебного нормотворчества - оно может касаться как содержания нормы права по существу, так и процедурных аспектов. Тем не менее самим международным судебным учреждениям поддаваться судебному активизму и нормотворчеству нужно с большой осторожностью. Необходимо помнить о том, что в своей деятельности международные судебные инстанции обязательно должны опираться на поддержку национальных судебных органов и экспертного сообщества.
Обсуждение и заключения: согласно господствующим ныне представлениям, оказавшим определяющее влияние на эволюцию теории государства и права, судебное нормотворчество неотделимо от повседневного отправления судебных функций. И общество, и законодатель в нем остро нуждаются вне зависимости от того, признают они это или нет или даже выступают «против». Оно необходимо во всех тех случаях, когда законодатель не успевает за ходом перемен, вызываемых стремительной эволюцией общества и новыми возможностями, открываемыми научно-техническим прогрессом. Зачастую ему выгодно, чтобы сначала суды опробовали различные подходы, и сложилась устоявшаяся практика, чтобы правоприменение подсказало наиболее рациональные решения. Особенно широкое развитие судебное нормотворчество получило в деятельности судебных органов международных/региональных интеграционных объединений и в рамках международных механизмов с элементами наднационального принуждения. Прежде всего, в практике Суда Европейского Союза и Европейского суда по правам человека. Вся система права ЕС приобрела большинство признаваемых за ним особенностей и базовых характеристик благодаря Люксембургскому Суду. В их числе - позиционирование права ЕС как отличного от международного и внутригосударственного, преимущественная сила, прямое действие, эффективная юрисдикционная защита, строгое следование требованиям субсидиарности и пропорциональности и др. В свою очередь, Страсбургский Суд очень много сделал для того, чтобы на деле превратить позитивные и процедурные нормы Европейской конвенции по правам человека в “живой развивающийся организм”. Вместе с тем, периоды судебного активизма всегда были не более чем реакцией либо на запрос со стороны государств, либо на необходимость в решении чётко поставленных задач. Последнее слово всегда за основными игроками, которыми были и остаются общество и законодатель. Когда нужно, они без труда накладывают на нормотворчество определённые ограничения. В отношении Суда Евразийского Экономического Союза это уже сделано, причём в договорно-правовом порядке. Однако и перед Минским Судом стоят непростые задачи не только по применению права ЕАЭС, но и по его формированию. Поэтому ему важно поскорее определиться с прецедентным характером своих решений, возможностью использования других источников права, наряду с Договором о ЕАЭС и его вторичным правом, тем, как он будет стягивать национальные правовые системы государств-членов в единое правовое пространство.
Ключевые слова: судебное нормотворчество, судебный активизм, Суд ЕС, Европейский Суд по правам человека, Суд ЕАЭС, право ЕС, право ЕАЭС.
RELEVANCE AND LIMITS OF JUDICIAL RULEMAKING.
Introduction: the article deals with judicial rule-making of international judicial institutions.
Materials and Methods: the authors made a theoretical and empirical analysis of the main sources of international and European law, the court practice of international judicial institutions, the works of domestic and foreign scholars, analytical documents of international organizations.
Results: the article proves that judicial rule-making is well-established international practice which in some cases is especially needed. Judicial rule-making is perceived by the doctrine as a natural, necessary and legitimate legal phenomenon. In practice two forms of judicial rule-making have developed - judicial rule-making may involve interpretation of both the content of a rule of law and procedural aspects. However, international judicial institutions should strive to refrain from judicial activism and judicial rule-making. It must be borne in mind that the activities of international courts must rely on the support of national courts and the expert community.
Discussion and Conclusions: according to the currently prevailing views, which made a decisive impact on the evolution of theory of state and law, judicial rule-making is inseparable from the daily implementation of judicial functions. Both the society and the legislator are in urgent need for it regardless of whether they admit it or not or even act against it. It is necessary in all cases where the legislator does not keep up with the progress of the changes caused by the rapid evolution of society and new opportunities of scientific and technological progress. It is often beneficial for the legislator that the courts should have tested various approaches and have developed a well-established practice, and the application of this practice should have suggested the most rational decisions. Judicial rulemaking developed especially widely in the judiciary of international/regional integration associations and within the framework of international mechanisms with elements of supranational coercion, first of all, in the practice of the Court of Justice of the European Union and the European court of human rights. The whole system of EU law has gained the most features and basic characteristics associated with it thanks to the Luxembourg Court. These features and characteristics include positioning EU law as a system of law that differs from international and domestic law, the supremacy and direct effect, the effective jurisdictional protection, strict compliance with the requirements of subsidiarity and proportionality, etc. In turn the Strasbourg Court has done a lot in order to turn positive and procedural rules of the European Convention on human rights into “a living and developing organism.” However, periods of judicial activism have always been nothing more than a reaction to a request by the states or the need for solving tasks. The last word always belongs to major players who has always been society and legislators. When it is necessary they easily impose certain limitations on judicial rulemaking. It has already been made in respect of the Court of the Eurasian Economic Union in the legal order. However, the Minsk Court faces difficult tasks concerning the application of the EAEU law and on its formation. Therefore, it is important that the Minsk Court should determine as quickly as possible the precedential nature of its decisions, the possibility of using other sources of law, along with the EAEU Treaty and its secondary law, and how to tie up the national legal system of the member states in a common legal space.
Keywords: judicial law-making, judicial activism, the Court of Justice of the European Union (CJEU), the European Court of Justice, the European Court of Human Rights, the Court of the Eurasian Economic Union, EU law, law of the Eurasian Economic Union (EAEU).
- 1616 просмотров