Об итальянском стиле: эклектический канон и связь теории с практикой в итальянской правовой культуре в XIX и XX веках.
Луиджи Лакке, доктор исторических наук, профессор Правового факультета Университета Мачераты (Италия), главный редактор научного журнала “The Giornale di Storia Costituzionale/Journal of constitutional history”.
Luigi Lacchè, PhD History, Full Professor of Legal History, Department of Law.
В 1960-е годы великий компаративист Джон Генри Мерриман (1920-2015) написал три статьи, опубликованные в «Stanford Law Review» об «итальянском стиле», пытаясь выявить специфические особенности современной итальянской доктрины, толкования и права в рамках традиции гражданского права (§ 1). Мерриман считал итальянскую правовую систему «архетипом», более «типичным» в некоторых отношениях, чем французская и немецкая системы. Мерриман писал, что «Италия является, пожалуй, единственной из крупнейших стран гражданского права, которая получила и рационализировала два главных и абсолютно разных влияния на европейское право в XIX веке: французский стиль кодификации и немецкий стиль научности »(§ 2).
Моя работа, следуя некоторым предложениям Мерримана относительно концепции правовой традиции и сравнительной истории права, направлена на то, чтобы пролить новый свет на итальянскую правовую культуру в девятнадцатом и двадцатом веках В статье делается попытка определить, в частности, «антропологическо-культурное» измерение опыта итальянского юриста. Для этого я предлагаю новое интерпретативное понятие, а именно «эклектический канон» (§ 3). Он связан с общей категорией «эклектики», но это нечто иное и не такое. Это подход, который может помочь нам оценить сложность итальянской правовой культуры, превзойдя часто упоминаемый «рассказ» в двух главах (сначала влияние Франции (1800-
1870 гг., затем влияние Германии 1870-
1920 гг.). Эта схема остается полезной, но это только часть истории, поэтому нам нужно включить ее в более сложный сюжет.
Эклектический канон имеет фундаментальное ядро, двух «отцов»-основателей. Я имею в виду Giambattista Vico (1668-1744) и Giandomenico Romagnosi (1761-1835), достойных и великолепных философов, юристов и историков. Нас интересует культурная основа, существовавшая до создания так называемых школ (экзегетика, историческая школа, философская или Benthamit
школа ...). Эклектический канон - это не школа, а глубокий слой. Он не создает систему или правопорядок. В первую очередь речь идет о габитусе (мыслительно-социальной ипостаси) или о способах быть юристом. Прилагательное «эклектический» подчеркивает структуру канона, то есть цель примирить разные ориентации. Концепция страты напоминает исторический подход, широко используемый и развитый в антропологических и сравнительных исследованиях права. Ядром эклектического канона является «историко-философско-догматический» подход. Одной только истории, философии и догматики недостаточно для того, чтобы получить хорошее юридическое образование и хорошую практику в качестве юриста. Только сбалансированный комплекс может обеспечить правильное решение. Итальянский стиль влечет за собой объединение и кристаллизацию разных позиций. Фактически, еще одним следствием эклектического канона, постоянно отмечаемого большинством итальянских юристов, было бы сочетание теории и практики в реальном оформлении правовой культуры (§ 4).
Ключевые слова: Италия, итальянский стиль, Джон Генри Мерриман, правовая культура, правовая традиция, эклектика, эклектический канон, глубокая страта, девятнадцатый век, история права.
ON THE ITALIAN STYLE: THE ECLECTIC CANON AND THE RELATIONSHIP OF THEORY TO PRACTICE IN ITALIAN LEGAL CULTURE BETWEEN THE 19TH AND THE 20TH CENTURIES.
In the 1960s the great comparativist John Henry Merryman (1920-2015) wrote three articles published in the Stanford Law Review on the “Italian style», seeking to identify specific characteristics in Italian contemporary doctrine, interpretation and law within the civil law tradition (§ 1). Merryman considered the Italian legal system to be an “archetype”, more “typical” in some respects than the French and German systems. Merryman wrote that “Italy is perhaps the only one of the major civil law nations to have received and rationalized the two principal, and quite different, influences on European law in the nineteenth century: the French style of codification and the German style of scholarship” (§ 2).
My work, following some of Merryman’s suggestions regarding the concept of a legal tradition and comparative legal history, aims to shed new light on Italian legal culture between the nineteenth and the twentieth century. The article seeks to identify in particular the “anthropological-cultural” dimension of the Italian jurist’s experience. For this purpose I propose a new interpretative concept, namely, the “eclectic canon” (§ 3). It has to do with the general category of «eclecticism» but it is something different and more than this. It is an approach that can help us to appreciate the complexity of Italian legal culture by transcending the oft-told “tale” in two chapters (French influence first (1800-1870), German influence subsequently: 1870-1920). This scheme remains useful but it is only a part of the story, so we need to subsume it within a more complex plot.
The eclectic canon has a fundamental core, based on two founding “fathers”. I refer to Giambattista Vico (1668-1744) and Giandomenico Romagnosi (1761-1835), philosophers, jurists and historians of great merit and distinction. We are concerned here with a cultural foundation pre-existing the so-called Schools (Exegèse, Historische Schule, Philosophical or Benthamit School…). The eclectic canon is not a school but rather a deep stratum. It does not produce a system or a legal order. It deals above all with the habitus, or the ways of being a jurist.The adjective “eclectic” underlines the structure of the canon, that is the aim to reconcile different orientations. The concept of stratum recalls a historical approach widely used and developed in anthropological and comparative law studies. The core of the eclectic canon is the “Historical-philosophical-dogmatic” approach. History, Philosophy and dogmatics taken alone are not sufficient to found a sound legal education and a good practice as a jurist. Only a balanced mixture could provide a correct solution. Italian style entails the tempering of different stances. In effect, another consequence of the eclectic canon - constantly noted by most Italian jurists - would be that of the combination of theory and practice in the actual design of legal culture (§ 4).
Keywords: Italy, Italian style, John Henry Merryman, Legal culture, Legal Tradition, eclecticism, eclectic canon, deep stratum, nineteenth century, Legal History.
- 2736 просмотров