Взаимодействие культуры мира и культуры демократии как ключевая проблема обновляющегося миропорядка
Капто Александр Семенович, доктор философских наук, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по социальным и гуманитарным наукам, заведующий отделом политического анализа и стратегических оценок Института социально-политических исследований РАН.
Alexander Kapto, Doctor of Philosophy, Chairholder of the UNESCO Social Studies and Humanities Department, head of the Political Analysis and Strategic Evaluation Department, Institute of Social and Political Studies, Russian Academy of Sciences
Введение. В статье исследуется демократия как индикатор «качества» культуры мира, концептуальные основы которой определены в документах ООН и ЮНЕСКО. Раскрывается внутренняя органичность, взаимозависимость и взаимообусловленность культуры мира и демократии. Рассмотрение мира, развития и демократии не в автономном плане, а в качестве составных частей единого целого обеспечивает целостный подход к концепции «культуры мира».
Культура демократии – один из важнейших факторов строительства культуры мира. Конец ХХ в. Многие политики и аналитики по праву назвали «временем демократий», так как демократия, вовлекая в свою орбиту все большее число государств, выступает ныне в качестве процесса мирового масштаба.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания политических и социальных явлений и процессов: метод системно-структурного анализа, метод синтеза социально-правовых явлений, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод, статистический метод.
Результаты исследования. В становлении культуры мира исключительно важна роль государства, которое несет главную ответственность за обеспечение уважения и защиты прав человека и основных свобод, за утверждение демократических принципов и достижение гармонии в отношениях между обществом, человеком и окружающей средой, за утверждение созидательного сотрудничества между всеми партнерами гражданского общества.
Демократизация представляет собой сложный и хрупкий, нередко в высшей степени малоуправляемый процесс, в котором чередуются демократический романтизм и угрюмая жесткая лжедемократия, поступательное продвижение и обескураживающее отступление, острые противоречия между политическими и социально-экономическими правами, между свободой и справедливостью.
Не всегда эффективной является и прямая демократия в форме референдумов, так как в обществах с неустоявшимися демократическими традициями, неотлаженными демократическими механизмами, конфронтацией между законодательной и исполнительной властью и слабой политической культурой граждан постоянно проявляется рецидив антидемократии, который может исходить и от действующих органов власти, и от руководства политических партий, и от средств массовой информации, какими бы самостоятельными и объективными они себя не считали.
Обсуждение и заключения. Демократия, основанная на системе ценностей, соединяющих миролюбие и гражданскую ответственность, воздействует плодотворно на «культуру мира» и благодаря воспитанию у людей толерантности – неагрессивному поведению, антиподу насилия. Цементирующим фактором формирования такой поведенческой модели выступают демократическая гражданственность, согласие и социальное примирение, основанные на чувстве ответственности и главенстве общего интереса.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные и специальные методы познания политических и социальных явлений и процессов: метод системно-структурного анализа, метод синтеза социально-правовых явлений, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод, статистический метод.
Результаты исследования. В становлении культуры мира исключительно важна роль государства, которое несет главную ответственность за обеспечение уважения и защиты прав человека и основных свобод, за утверждение демократических принципов и достижение гармонии в отношениях между обществом, человеком и окружающей средой, за утверждение созидательного сотрудничества между всеми партнерами гражданского общества.
Демократизация представляет собой сложный и хрупкий, нередко в высшей степени малоуправляемый процесс, в котором чередуются демократический романтизм и угрюмая жесткая лжедемократия, поступательное продвижение и обескураживающее отступление, острые противоречия между политическими и социально-экономическими правами, между свободой и справедливостью.
Не всегда эффективной является и прямая демократия в форме референдумов, так как в обществах с неустоявшимися демократическими традициями, неотлаженными демократическими механизмами, конфронтацией между законодательной и исполнительной властью и слабой политической культурой граждан постоянно проявляется рецидив антидемократии, который может исходить и от действующих органов власти, и от руководства политических партий, и от средств массовой информации, какими бы самостоятельными и объективными они себя не считали.
Обсуждение и заключения. Демократия, основанная на системе ценностей, соединяющих миролюбие и гражданскую ответственность, воздействует плодотворно на «культуру мира» и благодаря воспитанию у людей толерантности – неагрессивному поведению, антиподу насилия. Цементирующим фактором формирования такой поведенческой модели выступают демократическая гражданственность, согласие и социальное примирение, основанные на чувстве ответственности и главенстве общего интереса.
Ключевые слова: культура мира, культура демократии, развитие, права человека, непримиримый фундаментализм, нравственная солидарность, миролюбие, гражданская ответственность.
INTERACTION OF THE CULTURE OF PEACE AND THE CULTURE OF DEMOCRACY AS THE KEY CHALLENGE OF THE RENEWING WORLD ORDER
Introduction. The article explores democracy as an indicator of the «quality» of the culture of peace, the whose conceptual framework is defined in the documents of the UN and the UNESCO. The internal organic nature, interdependence and interconditionality of the culture of peace and democracy is revealed. The consideration of peace, development and democracy as the integral parts of a single whole but not as autonomous elements provides a holistic approach to the concept of “the culture of peace».
The culture of democracy is one of the most important factors in building the culture of peace. Many politicians and analysts rightfully called the end of the twentieth century «the time of democracies,» since democracy involving in its orbit an increasing number of states is acting as a world-wide process now.
Materials and methods. The methodological basis of the research is based on the general scientific and special methods of cognition of political and social phenomena and processes: the method of system-structural analysis, the method of synthesizing socio-legal phenomena, the comparative legal method, the formal-logical method, the statistical method.
Results of the study. In the development of the culture of peace the role of the state is extremely important, it has the primary responsibility for ensuring respect for and protection of human rights and fundamental freedoms, for establishing democratic principles and achieving harmony in relations between society, man and environment, for affirming creative cooperation among all partners of civil society .
Democratization is a complex and fragile, often hardly manageable process in which democratic romanticism alternates with a gloomy rigid false democracy, progressive progress with discouraging retreat, acute contradictions between political and socio-economic rights, between freedom and justice.
Direct democracy in the form of referendums is not always effective, since the relapse of anti-democracy that can come from both the incumbent authorities and the leadership of political parties and the media, no matter how independent and objective they may consider themselves, is constantly manifested in societies with unsettled democratic traditions, unsmoothly running democratic mechanisms, confrontation between the legislative and executive powers and the weak political culture of citizens.
Discussion and conclusions. Democracy based on a system of values connecting peace and civil responsibility as well as through teaching people to be tolerant - non-aggressive behavior, the antipode of violence - affects fruitfully on the «culture of peace». Democratic citizenship, harmony and social reconciliation based on a sense of responsibility and the primacy of common interest act as a cementing factor in the formation of such a behavioral
model.
The culture of democracy is one of the most important factors in building the culture of peace. Many politicians and analysts rightfully called the end of the twentieth century «the time of democracies,» since democracy involving in its orbit an increasing number of states is acting as a world-wide process now.
Materials and methods. The methodological basis of the research is based on the general scientific and special methods of cognition of political and social phenomena and processes: the method of system-structural analysis, the method of synthesizing socio-legal phenomena, the comparative legal method, the formal-logical method, the statistical method.
Results of the study. In the development of the culture of peace the role of the state is extremely important, it has the primary responsibility for ensuring respect for and protection of human rights and fundamental freedoms, for establishing democratic principles and achieving harmony in relations between society, man and environment, for affirming creative cooperation among all partners of civil society .
Democratization is a complex and fragile, often hardly manageable process in which democratic romanticism alternates with a gloomy rigid false democracy, progressive progress with discouraging retreat, acute contradictions between political and socio-economic rights, between freedom and justice.
Direct democracy in the form of referendums is not always effective, since the relapse of anti-democracy that can come from both the incumbent authorities and the leadership of political parties and the media, no matter how independent and objective they may consider themselves, is constantly manifested in societies with unsettled democratic traditions, unsmoothly running democratic mechanisms, confrontation between the legislative and executive powers and the weak political culture of citizens.
Discussion and conclusions. Democracy based on a system of values connecting peace and civil responsibility as well as through teaching people to be tolerant - non-aggressive behavior, the antipode of violence - affects fruitfully on the «culture of peace». Democratic citizenship, harmony and social reconciliation based on a sense of responsibility and the primacy of common interest act as a cementing factor in the formation of such a behavioral
model.
Keywords: culture of peace, culture of democracy, development, human rights, irreconcilable fundamentalism, moral solidarity, peacefulness, civil responsibility.
Ключевые слова:
Архив:
Текст статьи:
- 2519 просмотров