Развитие системы высшего образования в россии и за рубежом: теоретические ориентиры.

Коннов Владимир Иванович, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии МГИМО(У) МИД России.
Vladimir Konnov, Candidate of Science (Sociology), Associate Professor of the Department of Philosophy, MGIMO (University) under the Ministry for Foreign Affairs of Russia.

В статье предлагается обзорный анализ исследований, посвященных современным проблемам развития высшего образования. Обзор позволяет выделить следующие вопросы, рассматриваемые в качестве ключевых как отечественными, так и зарубежными авторами: глобальную и региональную интеграцию высшего образования, коммерциализацию вузов, их влияние на социальную стратификацию. Одновременно выделяется ряд специфически российских проблем: развитие научных исследований в вузах, переход на новые стандарты приема (ЕГЭ) и обучения (бакалавр-магистр), новый юридический статус государственных учебных заведений. Анализ позволяет сделать вывод о необходимости дополнения теоретического обоснования политики в области высшего образования, которое носит преимущественно экономический характер, более внимательным учетом социальных и культурных факторов.
Ключевые слова: высшее образование, образовательная политика, научная политика, Болонский процесс, «тройная спираль», «академический капитализм», национальные инновационные системы, университет.

DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION SYSTEMS IN RUSSIA AND ABROAD: THEORETICAL GUIDELINES.
The author provides an overview analysis of research publications on current issues of higher education development. The overview accentuates the following key themes pointed out by both Russian and foreign authors: global and regional integration of higher education, commercialization of higher education and its influence on social stratification. The paper also brings to attention a number of problems specific to Russia: promotion of research in higher education establishments, introduction of new university admittance (Unified State Examination) and education (bachelor’s and master’s degrees) standards, a new legal status of state education entities. The analysis comes to the conclusion that the theoretical foundation of the higher education policy which is based primarily on the economic side needs to take a greater account of the social and cultural factors.
Keywords: higher education, education policy, science policy, Bologna process, triple helix, academic capitalism, national innovation systems, university.

Архив: 
Текст статьи: