Социально-психологические аспекты эволюции университета как формы самоорганизации научного сообщества.

Коннов Владимир Иванович - кандидат социологических наук, доцент кафедры философии МГИМО(У) МИД России.

V. Konnov - Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor, Department of Philosophy, MGIMO (University) under the Ministry for Foreign Affairs of Russia.

В статье анализируются социально-психологические предпосылки зарождения и развития европейского университета, позволившие ему занять ключевое место в организации научного сообщества. Эволюция университета прослеживается от средневековых университетов до современной американской модели, служащей образцом в том числе и в преобразованиях, затрагивающих вузовскую систему Европы. Автор выделяет две основные тенденции, характеризующие содержание американской модели, – интеллектуализация и коммерциализация и предпринимает попытку оценить перспективы ее применения за пределами США.

Ключевые слова: психология науки, исследовательский университет, гумбольдтовский университет, коммерциализация науки.

EVOLUTION OF UNIVERSITY AS A VEHICLE FOR SELF-ORGANIZATION OF SCIENTIFIC COMMUNITY: A SOCIO-PSYCHOLOGICAL PERSPECTIVE.

The paper analyses social-psychological preconditions  of  the emergence and develop-ment of European-type university which allowed it to acquire a key role in  scientific community. The analysis of university evolution covers the period from medieval universities up to the formation of the modern American university model which currently serves as a paradigm for reforming Europe’s universities. The author highlights intellectualization and commercialization as the two main trends which characterize the American model and attempts to evaluate the prospects of its implementation outside the U.S.

Keywords: psychology of science, research university, Humboldt-type university, commercialization of science.

Архив: 
Текст статьи: