Концепция «религиозных ниш» как инструмент анализа разнообразия современной религиозности.
Каргина Ирина Георгиевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии МГИМО (У) МИД РФ.
Irina G. Kargina, Candidate of Science (sociology), Assistant Professor. Department of Sociology, MGIMO (University) under the MFA of Russia.
В статье на примере анализа концепции «религиозных ниш» раскрываются возможности теории религиозной экономики в исследовании современного религиозного разнообразия. В частности, рассматривается концепция «религиозных ниш», раскрывающая трехмерную природу религиозного плюрализма и выделяющая группу факторов, влияющих на рост разнообразия религиозной среды. Обосновывается тезис, согласно которому организационный плюрализм (разнообразие религиозных организаций и религий) на религиозном рынке является продуктом разнообразия ресурсов (численности населения и социальной структуры) и разнообразия преференций. Наборы разнообразных ресурсов определяют пределы многообразия в системе предложения, т.е. спектра религиозных организаций, что указывает на наличие границ религиозного плюрализма в конкретной среде, точки насыщения, по достижении которой религиозный рынок больше не расширяется (уровень религиозности стабилизируется). Отдельно рассматриваются факторы, ограничивающие рост религиозных рынков и способствующие этому росту. В этой связи делаются выводы о роли следующих основных факторов: 1) правительственные или другие институциональные ограничения и 2) трансформации в численности и составе населения.
Ключевые слова: теория религиозной экономики, «новая» парадигма, теория рационального выбора, религиозный плюрализм, религиозный рынок, религиозная экономика, концепция «религиозных ниш», постулат «о консервативных церквях».
THE CONCEPT OF «RELIGIOUS NICHES» AS A TOOL FOR ANALYZING THE DIVERSITY OF MODERN RELIGIOSITY.
The article using the example of «religious niches» concept analysis reveals the capacity of the theory of religious economy to research modern religious diversity. More specifically the article focuses on the concept of «religious niches» which reveals the 3D nature of religious pluralism and delineates a group of factors that influence the increase in the diversity of the religious environment. The thesis that organizational pluralism (the diversity of religious organizations and religions) of the religious market is the product of resource diversity (a population size and a social structure) and the diversity of preference is being substantiated. Sets of a variety of resources constitute the limits of diversity in the system of supply (i.e. the spectrum of religious organizations), which indicates the existence of a limit to religious pluralism in a given environment in the form of a saturation point. Upon reaching this point, the religious market no longer expands (the level of religiosity stabilizes). Furthermore, factors that limit and encourage growth of religious markets are examined. In this context, conclusions are drawn regarding the roles of the following main factors: 1) governmental or other institutional regulations and 2) transformations in the size and composition of a population.
Keywords: theory of religious economy, «new» paradigm, rational choice theory, religious pluralism, religious market, religious economy, concept of «religious niches», the «conservative churches» postulate.
- Войдите чтобы оставить комментарии
- 1292 просмотра