Особенности подхода японских компаний к управлению трудовыми ресурсами (на примере логистической концепции JIT).

Кагальникова Анастасия Вячеславовна, аспирантка кафедры японского, корейского, монгольского и индонезийского языков МГИМО (У) МИД России.

Anastasiia Kagalnikova, MSc, Postgraduate Researcher,  MGIMO (University) under the MFA of Russia, Assistant Professor,  Saint-Petersburg State University.

В статье автор исследует особенности подхода японских компаний к управлению трудовыми ресурсами в рамках логистической концепции «Just in Time» (JIT, «Точно в срок»). Рассматривает предъявляемые к персоналу компании требования в Японии, выполнение которых необходимо для успешной реализации микрологистической системы Камбан, как основного инструмента коммуникации в рамках системы «Точно в срок».
Указанная концепция представлена автором в статье как философия управления, при которой подготовленные и мотивированные сотрудники - лучший ресурс для успешного производства, являющегося, прежде всего, командным достижением. Автор рассказывает о создании и организации японскими компаниями, использующими систему «Точно в срок», непрерывного процесса совершенствования и повышения эффективности «кайдзэн» («улучшение, усовершенствование»), в которой должен принимать активное участие каждый сотрудник компании. Кроме того, в статье затрагивается философия управления, появившаяся в результате системы кайдзэн, - «Все-общего Управления Качеством» (TQM), объясняется суть этой философии, в рамках которой все сотрудники компании должны участвовать, в так называемых кружках качества. В статье автор отмечает, что участие в таких кружках качества формально добровольное, но, в действительности, является крайне необходимым для каждого сотрудника компании по нескольким причинам, включающим в себя возможность попадания под систему пожизненного найма или, наоборот, систему избавления от лишних кадров из числа менее результативных работников. Такая философия управления позволяет автору называть логистическую концепцию «Точно в срок» стрессовым управлением, приводящим порой к суицидальным последствиям или синдрому «кароси».

Ключевые слова: управление, «Точно в срок», камбан, пожизненный найм, Япония, Тойота, логистика, кароси.

SPECIFICS OF JAPANESE COMPANIES’ APPROACH TO THE HUMAN RESOURCES MANAGEMENT (AS ILLUSTRATED BY THE JIT LOGISTIC STRATEGY).

In this article the author explores the specifics of the approach used by the Japanese companies to human resources management under the logistic strategy «Just in Time» (JIT). The author examines Japanese requirements for a company’s staff that are essential for the successful implementation of the micrologistic system Kamban as the main communication tool under the logistic strategy «Just in Time».
The aforementioned strategy is presented by the author as a management philosophy according to which trained and motivated staff are the best resource for the successful production which is primarily a team accomplishment. The author describes how the Japanese companies employing the «Just in Time» strategy create and organize a continuous process of development and efficiency improvement of «kaidzen» («improvement, development»), in which each member of a company’s staff has to be actively involved. Furthermore, the article touches upon the management philosophy that emerged as a result of the kaidzen system -»Total Quality Management» (TQM) and explains the main points of this philosophy under which a company’s all employees have to participate in the so-called Quality Control Societies. In the article the author points out that though participation in such Quality Control Societies is officially voluntary, in reality it is of vital importance for every member of a company's staff for several reasons which include the possibility of being included into the system of life employment, or on the contrary, into the system of making less productive employees redundant. Such a philosophy allows the author to call the logistic strategy «Just in Time» a high-stress management tool that sometimes induces suicidal events or «Karoshi» syndrome.

Keywords: management, Just in Time, Kamban, life employment, Japan, Toyota, logistics, karoshi.

 

Архив: