Социокультурный феномен «Русской утопии» в современной теории управления: механизмы формирования, воспроизводства и трансляции.
Митина Наталья Георгиевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Дальневосточной государственной академии искусств, Владивосток.
Natalia Mitina, Candidate of Science (Philosophy), Associate Professor, Tenured Associate Professor, Department of humanities, Far Eastern State Academy of Arts, Vladivostok.
Статья исследует феномен «русской утопии» с точки зрения ее специфических черт, а также механизмы формирования и воспроизводства данного феномена на русской почве и его трансляции в различных социальных контекстах. При этом утопия как таковая рассматривается в качестве явления социокультурной действительности, то есть как феномен, включающий в себя характерные черты той цивилизации, на базе которой она формируется.
Поскольку социокультурная действительность в каждый конкретный исторический период представляет собой уже сложившуюся и достаточно устойчивую структуру, возникшую в результате развития общества в ходе исторического процесса, цивилизационные особенности изучаемой культуры имеет смысл увязать с их проекцией на утопии, характерные для нее. В статье обоснована мысль о том, что особенности «русской утопии» можно вывести из таких специфических черт русской культуры, как религиозность, эсхатологизм, мессианство, стремление к социальной справедливости, правдоискательство, общинность, соборность, вера в чудо и ряд других. Утопия определяется как отдельная культурная форма, устанавливающая взаимосвязь этих черт национально-культурной ментальности, как продукт «жизненного мира» человека, в том числе – русского «жизненного мира». Соответственно, механизмы воспроизводства и ретрансляции данной культурной формы имеет смысл увязывать с общекультурным контекстом, учитывая такие особенности русской утопии, как образность, религиозность, нравственная определенность и символизм.
Ключевые слова: «русская утопия»; теория управления; механизмы формирования, воспроизводства и трансляции утопии; идеал; культурная форма как организационный проект; «жизненный мир» русской культуры.
SOCIOCULTURAL PHENOMENON OF «RUSSIAN UTOPIA» IN MODERN MANAGEMENT THEORY: MECHANISMS OF FORMATION, REPRODUCTION AND BROADCAST.
The article explores the phenomenon of «Russian Utopia» in terms of its specific features, as well as the mechanisms of its formation and reproduction on the Russian turf and its dissemination in different social contexts. Utopia, as such, is seen as a socio-cultural phenomenon of reality, that is, as a phenomenon which includs the characteristics of the civilization on the basis of which it is formed.
Since the sociocultural reality of any given historical period is an established and fairly stable structure, which came into existence as a result of the development of society in the historical process, it makes sense to tie up civilizational identity features of the culture under study with their utopian projection characteristic of it. The paper substantiates the idea that the features of «Russian Utopia» can be derived from such specific elements of Russian culture as religiosity, eschatology, messianism, the desire for social justice, for the truth, communal way of life, collegiality, belief in miracles, and others. Utopia is defined as an individual cultural form that establishes the relationship between these traits of the national cultural mentality, as a product of the “life world” of man, including Russian “life world”. Accordingly, it makes sense to link the mechanisms of reproduction and retransmission of this cultural form with the cultural context, taking into account such features Russian utopia as imagery, religiosity, moral definiteness and symbolism.
Keywords: «Russian utopia», management theory, mechanisms of formation, reproduction and dissemination of utopia; ideal, cultural form as an organizational project, «life-world» of Russian culture.
- Войдите чтобы оставить комментарии
- 1424 просмотра