Электронное правительство как фактор модернизации и повышения эффективности государственного управлениия

Камолов Сергей Георгиевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и права МГИМО МИД России, научный руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление».
Константинова Алена Николаевна, магистр государственного и муниципального управления, МГИМО МИД России.

Sergey Kamolov, Candidate of Science (International Economics), Associate Professor, Department of Public Administration and Law, Academic Director of the Master’s course programs in «Public and municipal administration», MGIMO-University under the MFA of Russia, Moscow.
Alyona Konstantinova, Master of Public Administration, Department of Public Administration and Law, MGIMO-University under the MFA of Russia, Moscow.

Введение. Статья посвящена проблеме модернизации государственного управления посредством формирования и интеграции электронного правительства в систему государственного управления Российской Федерации. Рассматриваются концептуальные и правовые основы электронного правительства, ключевые области для модернизации и повышения эффективности государственного управления с использованием механизмов информационных технологий и инфраструктуры электронного правительства в рамках системы государственного управления. Опыт внедрения электронного правительства в Российской Федерации за последнее десятилетие показывает, что принципы западной модели не могут быть полностью применены в стране. Кроме того, среди политических, социальных и экономических вопросов, связанных с внедрением электронного правительства в России, есть те, которые когда-то усложняют использование электронного правительства в нашей стране в полной мере. Однако следует отметить, что была проделана огромная работа по интеграции ключевых решений электронного правительства в систему государственного управления. Многие из целевых показателей уже достигнуты, ряд других в краткосрочной перспективе достигнет уровня, определенного нормативными правовыми актами.
Теоретическая основа. Основными теоретическими методами настоящего исследования являются научный анализ трансформации государственного управления на основе цифровизации, идентификации и урегулирование противоречия, связанного с интеграцией информационно-коммуникационных технологий в систему государственного управления. Мы ориентируемся на широкое обсуждение эволюции административных моделей от традиционной до цифровой платформы в Российской Федерации. Текущий этап развития систем государственного управления, его уровни и методы рассматриваются через призму:
- технологических аспектов электронного правительства;
- ловушек цифровизации государственного управления;
- проблем государственного управления в будущем.
Результаты. Аргументы в пользу улучшения государственного управления для граждан убеждают правительства разных стран в необходимости развития информационного общества на основе инфраструктуры - электронного правительства.
Дискуссия. В последнее время во многих странах началась тенденция реформирования и модернизации системы государственного управления. Эффективность деятельности государства может все больше определяться количеством и качеством товаров и услуг, предоставляемых его гражданам. Многие страны мира стремятся возродить новую систему государственного управления на основе принципов проактивности, прозрачности, подотчетности и эффективности. Для достижения этих целей правительства постепенно внедряют инновации в свои организационные структуры, стратегии и планы своей деятельности и методы использования человеческих, информационных, технологических и финансовых ресурсов.
Ключевые слова: электронное правительство, государственные услуги, модернизация, повышение эффективности, государственное управление, целевые показатели.

E-GOVERNMENT:  WAY  OF  MODERNIZATION  AND  EFFICIENCY  ENHANCEMENT  OF  PUBLIC  GOVERNANCE

Introduction. The article focuses on the problem of modernizing public governance through integration of e-government into the public governance system of the Russian Federation. Conceptual and legal basis of e-government, key areas for modernizing and improving the public governance through information technology, and the e-government infrastructure are examined. The experience of implementing e-government in the Russian Federation over the past decade shows that the principles of the Western model cannot be fully applied in the country. In addition, among the political, social and economic issues related to implementation of e-government in Russia, there are those that sometimes complicate the use of e-government in our country to the fullest. However, tremendous work has been done to integrate key e-government solutions into the system of public governance. The analytical, methodological and organizational work has already significantly improved the efficiency of public governance, through the implementation of innovative approaches. Many of the target indicators have already been achieved, a number of others in the short term will reach the levels defined in regulatory legal acts.
Theoretical Background. The main theoretical methods of the present study are the plan-fact comparative analysis of transformation of public governance based on digitalization, identification and resolution of the contradiction related to the integration of information-communication technologies in public governance system. We initiate a broad discussion of the evolution of administrative models from conventional to digital platform in the Russian Federation. We will consider the current stage of development of public administration systems, its levels, capabilities and methods through the prism of:
- technological dimensions of e-government;
- pitfalls of the digitalization of public governance;
- challenges to the public governance in the future.
In a world characterized by rapid changes which are caused by globalization, the knowledge economy creates opportunities for both the society and the state.
Results. The arguments for improvement of public governance for citizens led governments of different countries to the need to develop the information society based on the core infrastructure – the e-government. It is uneven but objective process.
Discussion. The trend of reforming and modernizing the system of public governance began to rise in many countries. The performance of the state's activities can be measured by the quantity and quality of the goods and services provided for its citizens. Many countries around the world are striving to revive the new system of public governance, based on the principles of proactivity, transparency, accountability and efficiency. In order to meet these goals, governments are implementing innovations into their organizational structures, strategies and plans and their methods of using human, information, technological and financial resources.
Keywords: e-government; public goods and services; modernization; efficiency enhancement; public governance; performance targets.

DOI 10.24833/2073-8420-2017-1-42-13-21

 

Архив: