Научно-образовательный комплекс Европейского союза и Евразийского экономического союза: сравнительный аспект
Новикова Вероника Михайловна, соискатель кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России, третий секретарь МИД России. e-mail: photii@yandex.ru.
Veronika Novikova, Postgraduate Researcher with the Department of World Politics, MGIMO-University under the MFA of Russia, 3rd Secretary in the MFA of Russia.
Введение. Статья представляет собой сравнительное исследование формирования и функционирования системы науки и высшего образования в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе с выделением критериев сравнения.
Материалы и методы. Методологически исследование основано на общенаучных и специальных методах познания политических и социально-экономических процессов, в т.ч. анализ, синтез, аналогия, обобщения, сравнение. Использование сравнительного метода позволило разработать параметры для сопоставления научно-образовательных комплексов двух интеграционных группировок.
Результаты исследования. В ходе проведенного анализа выявлено, что научно-образовательные комплексы ЕС и ЕАЭС сравнимы по ряду характеристик, что свидетельствует об их типологическом родстве и наличии схожих принципов функционирования. При этом обнаружены уникальные для ЕАЭС факторы, оказывающие влияние на науку и высшее образование, связанные в первую очередь с исторической, географической и национальной спецификой, которые позволяют объединению эффективно использовать механизмы научно-технической и образовательной кооперации. Кроме того, сравнительный анализ позволил очертить проблемы в организации сотрудничества в исследуемых областях между странами евразийской пятерки, которые возможно устранить с опорой на европейский опыт.
Обсуждение и заключение. В настоящее в литературе недостаточное внимание уделяется использованию потенциала научного и образовательного взаимодействия для продвижения интеграционных процессов в ЕАЭС. Важно детально прорабатывать модели адаптации опыта Европейского союза по организации и финансированию Европейского исследовательского пространства и Европейского пространства высшего образования для создания и развития аналогичных моделей в ЕАЭС с учетом местных особенностей, а также достижений азиатской системы науки и образования. В этом контексте полезными были бы исследования в области налаживания связей между академическим сообществом и инновационными фирмами государств-членов ЕАЭС и стран Азии, которые могут породить новые форматы общения.
Результаты исследования. В ходе проведенного анализа выявлено, что научно-образовательные комплексы ЕС и ЕАЭС сравнимы по ряду характеристик, что свидетельствует об их типологическом родстве и наличии схожих принципов функционирования. При этом обнаружены уникальные для ЕАЭС факторы, оказывающие влияние на науку и высшее образование, связанные в первую очередь с исторической, географической и национальной спецификой, которые позволяют объединению эффективно использовать механизмы научно-технической и образовательной кооперации. Кроме того, сравнительный анализ позволил очертить проблемы в организации сотрудничества в исследуемых областях между странами евразийской пятерки, которые возможно устранить с опорой на европейский опыт.
Обсуждение и заключение. В настоящее в литературе недостаточное внимание уделяется использованию потенциала научного и образовательного взаимодействия для продвижения интеграционных процессов в ЕАЭС. Важно детально прорабатывать модели адаптации опыта Европейского союза по организации и финансированию Европейского исследовательского пространства и Европейского пространства высшего образования для создания и развития аналогичных моделей в ЕАЭС с учетом местных особенностей, а также достижений азиатской системы науки и образования. В этом контексте полезными были бы исследования в области налаживания связей между академическим сообществом и инновационными фирмами государств-членов ЕАЭС и стран Азии, которые могут породить новые форматы общения.
Ключевые слова: ЕС, ЕАЭС, интеграция, наука, образование, научно-образовательный комплекс, университет, сравнительный анализ, образовательная политика, научно-техническая политика, интеграционные процессы.
Science and Higher Education in the European Union and the Eurasion Economic Union: Comparative Analysis
Introduction. The article is a comparative study of the formation and functioning of science and higher education system in the European Union and the Eurasian Economic Union, conducted by defining comparison criteria.
Materials and methods. Methodologically, the research is based on general scientific and special methods of cognition of political, social and economic processes, including analysis, synthesis, analogies, generalizations, comparison. The comparative method helped to develop parameters for comparing the scientific and educational complex of the two integration entities.
Results of the study. The analysis revealed that the scientific and educational complex of the EU and the EAEU are comparable by a number of characteristics, which indicates their typological congeniality and the existence of similar principles of functioning. At the same time, there are some factors unique for the EAEU that influence science and higher education. These factors derived from the historical, geographic and national specific background allow the EAEU to effectively use the mechanisms of scientific, technical and educational cooperation. In addition, the comparative analysis unveils problems in this cooperation, which can be solved by drawing on European experience.
Discussion and conclusion. Current scholarly literature pays insufficient attention to the potential of scientific and educational interaction for promoting integration processes in the EAEU. It is important to elaborate models for adapting the experience of the European Union in organizing and financing the European Research Area and the European Higher Education Area to create and develop similar models in the EAEU, taking into account local specific characteristics, as well as the achievements of the Asian system of science and education. In this regard, it is useful to carry out research in the field of networking between the academic community and innovative companies of the EAEU member states and Asian countries to find out new formats of communication.
Results of the study. The analysis revealed that the scientific and educational complex of the EU and the EAEU are comparable by a number of characteristics, which indicates their typological congeniality and the existence of similar principles of functioning. At the same time, there are some factors unique for the EAEU that influence science and higher education. These factors derived from the historical, geographic and national specific background allow the EAEU to effectively use the mechanisms of scientific, technical and educational cooperation. In addition, the comparative analysis unveils problems in this cooperation, which can be solved by drawing on European experience.
Discussion and conclusion. Current scholarly literature pays insufficient attention to the potential of scientific and educational interaction for promoting integration processes in the EAEU. It is important to elaborate models for adapting the experience of the European Union in organizing and financing the European Research Area and the European Higher Education Area to create and develop similar models in the EAEU, taking into account local specific characteristics, as well as the achievements of the Asian system of science and education. In this regard, it is useful to carry out research in the field of networking between the academic community and innovative companies of the EAEU member states and Asian countries to find out new formats of communication.
Keywords: EU, EAEU, integration, science, higher education, university, comparative analysis, educational policy, scientific and technical policy, integration process.
Ключевые слова:
Архив:
Текст статьи:
- 1688 просмотров