КОММУНИКАЦИЯ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
Меньшиков Петр Витальевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных комплексных исследований Одинцовского филиала МГИМО МИД России. e-mail: menshikov-petr@hotmail.com.
Petr Menshikov, Candidate of Science (General History), Associate Professor, Department for International Integrated Studies, Odintsovo branch of MGIMO University under the MFA of Russia.
Введение. В статье анализируется эволюция и современное состояние теории политических коммуникаций как одной из функций государственного управления в России и странах Запада. Основной акцент делается на специфике приоритетов регулирования государственной информационной политики в России в условиях новой политической реальности, сложившейся после 2014 г. Рассматриваются основные направления совершенствования информационного законодательства, формы и методы осуществления коммуникации власти и общества.
Материалы и методы. Компаративный анализ результатов разработки ведущими специалистами США и ЕС проблематики медийной политики как управленческой функции современного государства позволяет провести комплексное междисциплинарное исследование современной практики имплементации реализации государственной информационной политики органами государственной власти и управления Российской Федерации, а также общенаучные и специальные методы познания правовых явлений и процессов в сфере российского информационного законодательства: метод системно-структурного анализа, сравнительно-правовой и формально-логический методы.
Результаты исследования. Эволюция коммуникационной политики современного государства развивается в последние годы преимущественно в направлении смещения акцента медийной политики в онлайн пространство глобальной сети Интернет. Очевидна специфика подхода в России, что заключается в активизации законодательного процесса применительно к регламентированию национального сегмента сети Интернет в условиях значительного возрастания значения задачи обеспечения информационного суверенитета Российской Федерации с учетом ужесточения информационного противоборства на международной арене, информационных войн, проводимых странами Запада в отношении России и, в целом, существенного возрастания значения идеологического фактора в современных международных отношениях. В условиях новой политической реальности, сложившихся преимущественно после 2014 г., происходит закономерный процесс трансформации приоритетов в методах и средствах формирования единого информационного пространства России как пространства знаний.
Обсуждение и заключение. Внешне- и внутриполитические условия деятельности российского государства в информационно-коммуникационной сфере требуют известного переосмысления всего комплекса вопросов, касающихся политического контента, методик и технологий выстраивания коммуникативного взаимодействия органов государственной власти и управления РФ всех уровней и населения страны во всей широте охвата составляющих его весьма различных специфических аудиторий общественного мнения. При всей важности учета классических принципов осуществления эффективного механизма коммуникативного взаимодействия власти и общества, встал вопрос создания отвечающей требованиям времени общенациональной медийной политики, выработка которой является одной из приоритетных задач в контексте совершенствования системы деятельности органов государственной власти и управления РФ. Важнейшим компонентом при этом являются действия российского государства по наращиванию масштабных комплексных усилий в сфере информационной безопасности страны.
Результаты исследования. Эволюция коммуникационной политики современного государства развивается в последние годы преимущественно в направлении смещения акцента медийной политики в онлайн пространство глобальной сети Интернет. Очевидна специфика подхода в России, что заключается в активизации законодательного процесса применительно к регламентированию национального сегмента сети Интернет в условиях значительного возрастания значения задачи обеспечения информационного суверенитета Российской Федерации с учетом ужесточения информационного противоборства на международной арене, информационных войн, проводимых странами Запада в отношении России и, в целом, существенного возрастания значения идеологического фактора в современных международных отношениях. В условиях новой политической реальности, сложившихся преимущественно после 2014 г., происходит закономерный процесс трансформации приоритетов в методах и средствах формирования единого информационного пространства России как пространства знаний.
Обсуждение и заключение. Внешне- и внутриполитические условия деятельности российского государства в информационно-коммуникационной сфере требуют известного переосмысления всего комплекса вопросов, касающихся политического контента, методик и технологий выстраивания коммуникативного взаимодействия органов государственной власти и управления РФ всех уровней и населения страны во всей широте охвата составляющих его весьма различных специфических аудиторий общественного мнения. При всей важности учета классических принципов осуществления эффективного механизма коммуникативного взаимодействия власти и общества, встал вопрос создания отвечающей требованиям времени общенациональной медийной политики, выработка которой является одной из приоритетных задач в контексте совершенствования системы деятельности органов государственной власти и управления РФ. Важнейшим компонентом при этом являются действия российского государства по наращиванию масштабных комплексных усилий в сфере информационной безопасности страны.
Ключевые слова: Государственная информационная политика, политическая коммуникация, Единое информационное пространство, информационное законодательство, медийная политика, информационная безопасность, информационные войны, информационный суверенитет.
COMMUNICATION AS A MANAGEMENT FUNCTION OF A MODERN STATE
Introduction. The article examines the evolution and current state of the theory of political communication as one of the functions of state management in Russia and Western nations. The main focus is on the specifics of the regulatory priorities of the state information policy in Russia in the new political reality that emerged after 2014. The main directions for improving information legislation, forms and methods of communication of government and society are considered.
Materials and methods. Comparative analysis of results of development by leading experts of the US and the EU of media policy in relation to the management function of the modern state allows conducting a comprehensive interdisciplinary study of the modern practice of implementation of state information policy by public authorities and management of the Russian Federation . The research is based on general scientific and special methods of cognition of legal phenomena and processes in the sphere of Russian information legislation: the method of systemic structural analysis, comparative-legal and formal-logical methods.
Results. Both in Western countries and in Russia, the evolution of communication policy of modern States moved in recent years towards shifting the focus of media policy on the online space of the Internet. The apparent specificity of the approach in Russia, is to strengthen the legislative regulation of the national segment of the Internet to ensure the information sovereignty of the Russian Federation when information warfare waged by Western nations against Russia becomes tougher and the importance of ideology in modern international relations grows. The new political reality that emerged primarily after 2014 sees a natural process of transformation of the priorities in the methods and means of formation of uniform information space of Russia as a space of knowledge.
Discussion and Conclusion. The external and internal political conditions of the Russian state’s activity in the information and communication sphere require a certain rethinking of the entire range of issues related to political content, methods and technologies for building the communicative interaction between the government bodies of the Russian Federation at all levels and the country’s entire population. While it is important to take into account the classical principles of implementing an effective mechanism for communicative interaction between government and society, the challenge has arisen to create a national media policy that meets the requirements of the present day. The development of this policy must be one of the priority tasks in the context of improving performance of the government bodies of the Russian Federation. The most important work for the Russian state in this field is to scale up comprehensive efforts in the sphere of information security of the country.
Results. Both in Western countries and in Russia, the evolution of communication policy of modern States moved in recent years towards shifting the focus of media policy on the online space of the Internet. The apparent specificity of the approach in Russia, is to strengthen the legislative regulation of the national segment of the Internet to ensure the information sovereignty of the Russian Federation when information warfare waged by Western nations against Russia becomes tougher and the importance of ideology in modern international relations grows. The new political reality that emerged primarily after 2014 sees a natural process of transformation of the priorities in the methods and means of formation of uniform information space of Russia as a space of knowledge.
Discussion and Conclusion. The external and internal political conditions of the Russian state’s activity in the information and communication sphere require a certain rethinking of the entire range of issues related to political content, methods and technologies for building the communicative interaction between the government bodies of the Russian Federation at all levels and the country’s entire population. While it is important to take into account the classical principles of implementing an effective mechanism for communicative interaction between government and society, the challenge has arisen to create a national media policy that meets the requirements of the present day. The development of this policy must be one of the priority tasks in the context of improving performance of the government bodies of the Russian Federation. The most important work for the Russian state in this field is to scale up comprehensive efforts in the sphere of information security of the country.
Keywords: State information policy, political communication, single information space, information law, media policy, information security, information warfare, information sovereignty.
Ключевые слова:
Архив:
Текст статьи:
- 1906 просмотров