ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОРИЕНТАЦИЯ НА НОВОЕ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

Охотский Евгений Васильевич, доктор социологических наук, профессор кафедры государственного управления и права факультета управления и политики МГИМО МИД России
Березко Владимир Эдуардович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного управления и права факультета управления и политики МГИМО МИД России
Okhotsky, Yevgeny Vasilyevich, Doctor of Sociology, Professor, Department of Public Administration and Law, School of Governance and Politics, MGIMO University of the Russian Ministry of Foreign Relations. e-mail: e.ohotskii@mail.ru.
Beryozko, Vladimir Eduardovich, Candidate of Law, Associate Professor, Department of Public Administration and Law, School of Governance and Politics, MGIMO University of the Russian Ministry of Foreign Relations. e-mail: vberezko@yandex.ru.

Введение. В статье представлен системный анализ важнейших сущностных характеристик и организационных основ государственной службы современной России и ряда зарубежных государств в контексте сложившихся реалий и перспектив институциональных,структурно-управленческих и кадровых преобразований государственного аппарата. В статье дается характеристика основных составляющих, характеризующих организационную сторону государственной службы, подчеркивается, что модернизация государственного аппарата для современной действительности имеет особое значение, прежде всего в силу того, что проводится она в исторически переломный для мирового, в том числе российского общества период. Отсюда задача формирования у государственных служащих современной «культуры изменений», умения не разрушать, а создавать и приумножать, сохраняя все лучшее, что накоплено историей государственного строительства и публичного управления, приводить в действие новое и более эффективное, обеспечивая не революционно-прерывистый, а плавный созидающий переход от первого ко второму.
Авторы определили понятие «организация государственной службы», выделили в ней целый ряд организационно и функционально взаимосвязанных подсистем, доказывают, что эффективно задачи модернизации и социального обновления могут быть реализованы лишь стабильным, хорошо структурированным, высокопрофессиональным государственным аппаратом, высокоэффективной, хорошо организованной и авторитетной государственной службой. Государственная служба – это многомерное пространство, каждый элемент которого имеет свой статус, свои отличительные черты и признаки, закрепленные соответствующими общегосударственными установлениями, нормами регионального законодательства и правилами ведомственно-корпоративного регулирования. Характеризуется целым рядом отличительных черт. Прежде всего это институт всеобщих правовых регуляций, исполняемых в бесспорном порядке, это профессиональная служебная деятельность, которая непосредственно связана с процессом реализации властных полномочий государства, организуется на постоянной, профессиональной, возмездной основе в соответствии с принципами демократизма, законности, федерализма, социальности и гуманизма.
Материалы и методы. Теоретико-методологической основой исследования послужил диалектико-материалистический подход к анализу общественных явлений, правового регулирования и стратегического управляющего воздействия на них. Использован широкий набор методов научного анализа политических и социальных явлений: сравнительно-правовой, формально-логический, конкретно-исторический, системно-функциональный.
Результаты исследования. В системе координат «развивающегося подхода» и реализации идей «новой культуры государственной службы» авторами обоснованы меры по дальнейшему реформированию государственной службы, предусматривающие более строгое разграничение полномочий аппаратных структур и повышение их ответственности; децентрализацию административных единиц с большей их ориентацией на качество и эффективность; дебюрократизацию внутриаппаратной государственно-служебной и государственно-управленческой деятельности; повышение престижа профессии государственного служащего; модернизацию системы профессионального развития служащих с точки зрения большей мотивации работников к непрерывному профессиональному развитию; обновление структуры денежного содержания и системы материального стимулирования государственных служащих.
Ключевые слова: государство, государственная служба, демократизм, законность, модернизация, организация, принципы, профессионализм, система, структура, эффективность

ORGANISATION OF PUBLIC SERVICE IN RUSSIA IN THE MODERN PERIOD: SEEKING A NEW QUALITY OF MANAGEMENT

Introduction. This article represents a system analysis of the most important characteristics and organisational principles of public service in today's Russia and a number of foreign countries in the context of the existing realities and prospective structural, management and staff reform in the government system. The article describes the key elements characterising the organisational aspect of public service. It is emphasised that government modernisation has a particular importance for the current reality, primarily due to the fact that it is undertaken during a critical historical period for the Russian society. This entails the task to provide public servants with the modern “culture of changes”, which would enable them not to destroy, but to create and improve, while retaining the best achievements accumulated during the history of state-building and public administration, and to activate any new and more efficient model by means of a smooth and creative, rather than revolutionary and disintegrating, process of transition.
The authors have defined the notion “organisation of public service” and identified a number of organisationally and functionally interrelated subsystems therein, and they prove that only a stable, well-structured and high-skilled government staff and a highly efficient, well-organised and reputable public service can implement efficiently the tasks of modernisation and social renewal. The public service is a multidimensional space where each element has its own status, distinctive features and attributes, as established in the relevant national enactments and regional regulations. It is characterised by a number of specific features. First of all, it can be described as the institution of universal legal regulations to be complied with in an indisputable manner, and the professional service activity directly associated with the exercise of the state's powers; it is established on a permanent, professional and paid basis, in accordance with the principles of democracy, legality, focus on social issues and humanism.
Materials and methods. The dialectical materialistic approach towards analysing social phenomena, their legal regulation and strategic managing influence upon them has formed the theoretical and methodological basis for this study. A broad set of methods for scholarly analysis of political and social phenomena was used, including the comparative law, formal logical, specific historical and system functional methods.
Study results. Within the framework of the “developing approach” and the implementation of the ideas related to the “new culture of public service”, the authors have substantiated certain measures for further reform of public service, including the stricter delimitation of powers among instrumentalities and the enhancement of their responsibility; the decentralisation of administrative units, to be more focused on quality and efficiency; the de-bureaucratisation of internal public service and public administration activities; enhancing the prestige of the public servant’s profession; upgrading the personnel development system in order to provide employees with stronger motivation for continuous skill development; and updating the structure of remuneration and benefits for public employees.
Keywords: state, public service, democracy, legality, modernisation, organisation, principles, professionalism, system, structure, efficiency

Архив: