ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМ РАСПРЕДЕЛЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ И РАСПРЕДЕЛЕННОГО ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ
Грибанов Дмитрий Владимирович, доктор юридических наук, доцент, проректор по учебной работе, Уральский государственный юридический университет.
Dmitry V. Gribanov, Doctor of Juridical Science, Associate Professor, Vice-Rector for Academic Affairs, Ural State Law University.
Введение. Статья посвящена вопросам правового регулирования оборота цифровых активов, возможностям использования системы распределенных вычислений и распределенного хранения данных в правоприменительной деятельности органов власти, а также лицами, являющимися субъектами общественного контроля. Отмечается, что российские и зарубежные ученые, исследующие технологии «блокчейн» – системы распределенных вычислений и распределенного хранения данных, говорят о возможности ее использования в различных сферах деятельности. Особое внимание уделяется изучению процедуры валидации данных при проведении цифровых транзакций, правовой регламентации осуществления действий, направленных на создание, выпуск, обращение цифровых активов.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные (анализ, аналогия, сравнение) и специальные методы познания правовых явлений и процессов (метод толкования правовых норм, технико-юридический, формально-юридический и формально-логический методы).
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что использование технологии блокчейн при осуществлении общественного контроля обладает рядом преимуществ: наличие специальной процедуры валидации; невозможность подделки или уничтожения данных, единожды внесенных в систему распределенного хранения данных; абсолютная прозрачность последовательности действий при осуществлении властных полномочий; возможность автоматизированного выполнения повторяющихся операций. Обоснована необходимость пятикратного подтверждения достоверности осуществления государственно-властных полномочий. Автор подчеркивает, что пятикратная валидация обеспечит одновременный контроль осуществления властной деятельности со стороны гражданского общества, субъектов общественного контроля и Российской Федерации как единого государства, обладающего суверенитетом на всей своей территории. В статье приведены результаты анализа решений судов по делам, связанным с цифровыми транзакциями.
Обсуждение и заключениe. Обосновано, что использование распределенного хранения данных облегчает проведение контрольных мероприятий, так как снижает риск подделки, замены или уничтожения данных. Предложено под цифровой транзакцией понимать не только действия с цифровыми финансовыми активами, но и действия по внесению, изменению и дополнению информации о юридических фактах, с целью ее фиксации в системах распределенного хранения данных. Предлагается использовать системы распределенного хранения для независимого подтверждения данных о деятельности органов государственной власти. По мнению автора, применение технологии блокчейн может не только повысить эффективность общественного контроля, но и привести к созданию новой формы общественного контроля – автоматизированного контроля. Сделан вывод о том, что в настоящее время отсутствует законодательная база, регулирующая правоотношения, связанные с распределенным хранением данных.
Ключевые слова: блокчейн, цифровая транзакция, распределенное хранение данных, общественный контроль, автоматизированный контроль, цифровые финансовые активы, валидация, органы власти
ACTIVITY OF PUBLIC CONTROL ENTITIES AND DEVELOPMENT OF DISTRIBUTED COMPUTING AND DISTRIBUTED DATA STORAGE SYSTEMS
Introduction. This article is devoted to legal regulation of digital assets turnover, utilization possibilities of distributed computing and distributed data storage systems in activities of public authorities and entities of public control. The author notes that some national and foreign scientists who study a “blockchain” technology (distributed computing and distributed data storage systems) emphasize its usefulness in different activities. Data validation procedure of digital transactions, legal regulation of creation, issuance and turnover of digital assets need further attention.
Materials and methods. The research is based on common scientific (analysis, analogy, comparing) and particular methods of cognition of legal phenomena and processes (a method of interpretation of legal rules, a technical legal method, a formal legal method and a formal logical one).
Results of the study. The author conducted an analysis which resulted in finding some advantages of the use of the “blockchain” technology in the sphere of public control which are as follows: a particular validation system; data that once were entered in the system of distributed data storage cannot be erased or forged; absolute transparency of succession of actions while exercising governing powers; automatic repeat of recurring actions. The need of fivefold validation of exercising governing powers is substantiated. The author stresses that the fivefold validation shall ensure complex control over exercising of powers by the civil society, the entities of public control and the Russian Federation as a federal state holding sovereignty over its territory. The author has also conducted a brief analysis of judicial decisions concerning digital transactions.
Discussion and conclusion. The use of the distributed data storage system makes it easier to exercise control due to the decrease of risks of forge, replacement or termination of data. The author suggests defining digital transaction not only as some actions with digital assets, but also as actions toward modification and addition of information about legal facts with a purpose of its establishment in the systems of distributed data storage. The author suggests using the systems of distributed data storage for independent validation of information about activities of the bodies of state authority. In the author’s opinion, application of the “blockchain” technology may result not only in the increase of efficiency of public control, but also in the creation of a new form of public control – automatic control. It is concluded there is no legislation basis for regulation of legal relations concerning distributed data storage today.
Keywords: blockchain, digital transaction, distributed data storage, public control, automatic control, digital financial assets, validation, public authorities
- 1164 просмотра