ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕТОДОВ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ: ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ

Иншакова Агнесса Олеговна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета, базовая кафедра ЮНЦ РАН.
Тымчук Юлия Александровна, ассистент кафедры гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета, базовая кафедра ЮНЦ РАН.
Agnessa Olegovna Inshakova, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Head of Department of Civil and International Private Law, Volgograd State University, Base Department of Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (SSC RAS).
Yuliya Aleksandrovna Tymchuk, Assistant, Department of Civil and International Private Law, Volgograd State University, Base Department of Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (SSC RAS).

Введение. В статье анализируется процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в современную систему альтернативных механизмов разрешения споров, который в зарубежной правоприменительной практике принято обозначать термином онлайн-урегулирование споров. Представлен обзор действующей нормативно-правовой базы онлайн-урегулирования споров как на международном уровне, так и в рамках региональных интеграционных объединений. Кроме того, в работе рассмотрена процедура онлайн-урегулирования споров трех типов (отдельные платформы или веб-приложения, инструменты, выступающие неотъемлемой структурной частью сайтов электронной торговли, а также инструменты, тесно связанные с государственными судами).
Материалы и методы. Методологическую основу исследования образуют такие общенаучные и специально-юридические методы познания правовых явлений как системно-структурный, метод догматического анализа, метод юридико-технического конструирования, формально-юридический, логический и др.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что в настоящее время в мире насчитывается более 60 так называемых поставщиков онлайн-урегулирования споров (иначе сервисы, платформы, веб-приложения для разрешения споров онлайн и пр.).
Однако, несмотря на наличие нормативных основ онлайн-урегулирования споров, в ряде стран, а также в рамках региональных интеграционных объединений, единые общеобязательные стандарты процедуры на международном уровне отсутствуют.
Кроме того, отдельной проблемой онлайн-урегулирования споров выступает исполнимость достигнутых в результате проведения процедуры решений. Большая часть решений подлежит исполнению на принципах добровольности. Вместе с тем в отдельных случаях решение является обязательным (в частности, исполняются третьим лицом - регистратором в рамках административной процедуры UDRP), а за неисполнение в добровольном порядке применяются репутационные санкции или методы частного принуждения.
Обсуждение и заключение. На основе анализа зарубежного законодательства, а также объективных предпосылок популяризации онлайн-урегулирования споров в нашей стране, связанных, прежде всего, с ростом объема рынка онлайн-торговли, обосновывается необходимость разработки правовых основ для функционирования нового механизма альтернативного урегулирования споров в России - интернет-портала, а также производного веб-приложения для подачи претензий онлайн.
Ключевые слова: альтернативное разрешение споров, цифровые технологии, онлайн-урегулирование споров, электронная коммерция, платформы онлайн-разрешения споров, веб-приложение для разрешения споров в Интернете, защита прав потребителей, нейтральный посредник, исполнимость решений

DIGITAL TECHNOLOGIES OF ALTERNATIVE DISPUTE RESOLUTION METHODS: FOREIGN PRACTICE AND PROSPECTS OF APPLICATION IN RUSSIA
Introduction. In article process of introduction of information and communication technologies in the modern system of alternative mechanisms of settlement of disputes which in foreign law-enforcement practice it is accepted to designate the term online settlement of disputes is analyzed. The review of the operating standard and legal base of online settlement of disputes both at the international level, and within regional integration associations is submitted. Besides, in work the procedure of online settlement of disputes of three types (the certain platforms or web applications, tools acting as the integral structural part of the websites of electronic trading and also the tools which are closely connected with the state vessels) is considered.
Materials and methods. The methodological basis of this research is formed by such general scientific and special methods of cognition of legal phenomena as a method of system-structural analysis, method of dogmatic analysis, legal and technical constructions, a formal-legal method, a logical method, and others.
Results of the study. As a result of the carried-out analysis it is revealed that now in the world there are more than 60 so-called suppliers of online settlement of disputes (differently services, platforms, web applications for settlement of disputes online and so forth).
However despite existence of standard bases of online settlement of disputes in a number of the countries and also within regional integration associations, uniform obligatory standards of the procedure at the international level are
absent.
Besides, the feasibility of the decisions reached in the result of the procedure acts as a separate problem of online settlement of disputes. The most part of decisions is subject to execution on the principles of voluntariness. At the same time in some cases the decision is obligatory (in particular, will be executed by the third party - the registrar within administrative procedure of UDRP), and for non-execution in a voluntary order reputation sanctions or methods of private coercion are applied.
Discussion and conclusions. On the basis of the analysis of the foreign legislation and also the objective prerequisites of promoting of online settlement of disputes in our country connected, first of all, with growth of size of the market of online trade it is offered to develop legal bases for functioning of the new mechanism of alternative settlement of disputes in Russia - the Internet portal and also a derivative web application for giving of claims online.
Keywords: alternative dispute resolution, digital technologies, online dispute resolution, e-commerce, online dispute resolution platforms, web application for dispute resolution on the Internet, consumer protection, neutral mediator, enforceability of decisions

Архив: