АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОКРУГА В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ – КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС И ПЕРСПЕКТИВЫ
Марко Станкович, доктор юридических наук, профессор, Белградский университет, юридический факультет, кафедра публичного права
Dr. Marko Stanković, University of Belgrade Faculty of Law, Belgrade (Serbia), Department of Public Law, Associate Professor
ORCID ID: 0000-0003-3471-7037
Введение. Округа в Сербии имеют давнюю традицию, относящуюся к началу XIX века. В этот период они одновременно выполняли функции государственной власти и местного самоуправления. В 90-е годы Сербия отказалась от социалистической модели конституционализма и вернулась к либерально-демократической модели, а округа сегодня занимают иное положение в конституционной системе. Они являются исключительно региональными отделениями министерств, формой территориальной децентрализации власти. Их основная функция – исполнение решений центральных административных органов (министерств). В первой части данной статьи анализируются вопросы развития административных округов и их нынешнего положения в конституционной системе Сербии (статус, органы и полномочия). Во второй части статьи рассматриваются возможности улучшения положения административных округов в будущем в рамках возможной реформы территориальной организации Сербии.
Материалы и методы. Методологическая основа исследования состоит из общих научных и специальных научных методов анализа правовых явлений в области конституционного и административного права: метод системного структурного анализа, метод синтеза социально-правовых явлений, сравнительно-правовой метод, формально-логический метод, историко-правовой метод.
Результаты исследования. Анализ показал, что положение административных округов в Республике Сербии должно быть изменено. Административные округа в Сербии находятся в подчинении министерств, которые осуществляют государственную власть. Это своего рода виды региональных органов государственной власти и организационные подразделения министерств. С другой стороны, 29 из ныне действующих округов являются хорошей основой для введения второго уровня местного самоуправления в Республике Сербия. Таким образом, округа могли бы самостоятельно осуществлять определенные полномочия через свои собственные органы, которые бы непосредственно избирались гражданами. Кроме того, они могли бы сохранить и свои действующие полномочия и, таким образом, стать своего рода «смешанными» территориальными единицами, которые объединили бы функции местной власти и местного самоуправления. В конце концов, районы в Сербии во многом уже имеют такой статус. Это решение позволило бы повысить эффективность и демократичность конституционного строя в Сербии и укрепить позиции местного самоуправления. Однако, чтобы изменить и улучшить положение округов в Сербии, недостаточно просто внести изменения в законодательство, необходимы и конституционные изменения.
Обсуждение и заключение. Основной вывод заключается в том, что правовое положение округов в Сербии должно быть изменено. Они должны стать «смешанными» территориальными единицами (административными и самостоятельными). Таким образом, по правовому положению они стали бы очень похожи на сербские округа из XIX века. Реформа территориальной организации Республики Сербия, которая представляется неизбежной, должна включать изменение правового статуса и характера округа. Они могут стать важными территориальными единицами, которые могут иметь «смешанный» характер, объединяя функции как государственного управления, так и местного самоуправления.
Данный характер округа, который долгое время существовал в конституционной традиции Сербии, позволит им, как административным и самостоятельным единицам, наладить более тесные связи между местными территориальными единицами (районы и города) и институтами центральной власти. Их территориальный, экономический и демографический потенциал станет прочной основой для повышения эффективности местного самоуправления и государственного управления в Республике Сербия. Кроме того, применение этой модели полностью опередило бы бессмысленный проект регионализации, который, несомненно, принесет больше ущерба, чем выгоды.
Ключевые слова: самоуправление, административная децентрализация, территориальная организация Республики Сербия
ADMINISTRATIVE DISTRICTS IN THE REPUBLIC OF SERBIA – CONSTITUTIONAL STATUS AND PERSPECTIVES
Introduction: Districts in Serbia have a long tradition, dating back to the early 19th century. In that period, they performed competences of state administration and local self-government at the same time. Serbia left the socialist model of constitutionality and returned to liberal-democratic constitutional institutions in 1990, and districts have their new position in constitutional system – districts are exclusively regional offices of ministries, a form of territorial deconcentration of power. Their main function is to accomplish orders issued by central administrative authorities (ministries). First part of this paper analyzes development of administrative districts and their current position in the constitutional system of Serbia (status, organs and competences). Second part of the paper discusses some options for improving of the position of administrative districts in the future, within the possible reform of the territorial organization of Serbia.
Materials and methods: The methodological basis of the research consists of general scientific and special methods of cognition of legal phenomena and processes in the field of constitutional and administrative law: the method of systemic structural analysis, method of synthesis of socio-legal phenomena, the comparative legal method, formal logical method, historical method.
Results: The analysis showed that the status of administrative districts should be changed. Administrative districts is the Republic of Serbia are offices (branches) of ministries that perform tasks of state administration They are therefore a kind of regional state administration bodies and organizational units of ministries. On the other hand, the existing districts, 29 of them, can represent a good basis for introduction of second level of local self-government in the Republic of Serbia. In this way, districts could obtain some competencies to conduct independently, by their own organs, elected directly by the citizens. In addition, districts would be able to keep their existing prerogatives and thus become a kind of “mixed” territorial units, which would unify functions of local government and local self-government. After all, municipalities in Serbia in many ways already have such a character. This solution would increase efficiency and democratic nature of the system in Serbia and strengthen the position of local self-government. However, in order to improve the position of districts in Serbia in this manner it is not enough to perform only revision of laws, but also the constitutional revision as well.
Conclusions: The main conclusion is that districts should change their legal nature. They should become “mixed” territorial units (administrative and self-governing). In that way, they would be very similar to Serbian districts of the 19th century. Reform of the territorial organization of the Republic of Serbia, which seems inevitable, should seriously consider changing of the legal status and nature of districts. They could become respectable territorial units, which could have “mixed” character, so they could unite in themselves both functions of state administration and functions of local self-government. Such a character, which existed in the Serbian constitutional tradition for a long time, would allow districts, as both administrative and self-governing units, to establish more solid relationship between local communities (municipalities and cities) and institutions of central government. Their territorial, economic and demographic potential would be a solid basis for increasing of efficiency of local self-government and state administration in the Republic of Serbia. Besides, application of this model would completely overcome senseless regionalization project, which would surely bring more damage than good.
Keywords: Administrative district, Republic of Serbia, public administration, local self-government, administrative deconcentration, territorial organization of the Republic of Serbia
- 1176 просмотров