КИТАЙ О ПРИМЕНИМОСТИ К АРКТИКЕ РЕЖИМА УПРАВЛЕНИЯ «ОБЩИМ НАСЛЕДИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Киенко Елена Викторовна, сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
ORCID ID: 0000-0001-8997-065X.
Elena V. Kienko, the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

Введение. В статье анализируется, в общем контексте современного международного права, позиция Китайской Народной Республики, наиболее жестко выступающей за применимость режима управления «общим наследием человечества» к Арктике, ссылаясь на Часть XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы).
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлено, что современную позицию Китая в отношении режима управления Международным районом морского дна как «общим наследием человечества» и в целом в отношении морского права неприемлемо характеризовать в исключительно негативных оценках, как это было в период противостояния между СССР и КНР в 1960-1980 годах. Объективно долговременные интересы КНР и Российской Федерации в поддержании международного морского права совпадают. Вместе с тем современная правовая политика КНР отличается от заявленной во время Третьей Конференции ООН по морскому праву, она стала более ориентированной на продвижение национальных интересов Китая в Арктике, на создание в Северном Ледовитом океане района «общего наследия человечества», вопреки тому, что ни одно из пяти приарктических государств за это не высказывается.
Обсуждение и заключение. В статье сопоставляются доводы Китая в пользу применимости к Арктике норм о районе «общего наследия человечества» с доводами об отсутствии намерения приарктических государств создавать в Арктике такой район, представленными в международно-правовой науке, в том числе в трудах, раскрывающих юридическое содержание термина «общее наследие человечества». В контексте позиций приарктических государств по данному вопросу, в том числе и отраженных в материалах Третьей Конференции ООН по морскому праву (1973 – 1982 гг.), выявлены причины поддержки Китаем инициированной в США концепции «общего наследия человечества» и попыток Китая расширительно её толковать, особенно применительно к Арктике.
Ключевые слова: Арктика, Северный Ледовитый океан, режим управления «общим наследием человечества», Международный район морского дна, арктические государства, неарктические государства, Китай

CHINA’S STANCE TOWARDS THE APPLICABILITY OF THE COMMON HERITAGE OF MANKIND GOVERNANCE REGIME TO THE ARCTIC
Introduction. The article provides an analysis of China’s tough stance towards the applicability of the governance regime of the common heritage of mankind to the Arctic referring to the Part XI of the United Nations Convention on the Law of the Sea, 1982, in the general context of contemporary international law.
Materials and methods. General scientific and private scientific methods of cognition constitutes the methodological basis for the
study.
Results of the study. In the course of the study the author concludes that China’s current stance towards the governance regime of the International seabed area as the common heritage of mankind and towards the international maritime law as a whole should not have exclusively negative assessments as it was during the period of the confrontation between the Soviet Union and the People’s Republic of China in 1960-1980. Objectively the long-term interests of the People’s Republic of China and the Russian Federation in the maintenance of international maritime law are aligned. However, a contemporary legal policy of China differs from the policy stated at the Third United Nations Conference on the Law of the Sea. It became more focused on the promotion of China’s national interests in the Arctic, on the creation of the Area of the common heritage of mankind in the Arctic Ocean, even though none of the Arctic Coastal State advocate this stance.
Conclusions. In this article the author balances China’s arguments in favour of applicability of norms of the international law related to the common heritage of mankind to the Arctic with the Arctic Coastal States’ arguments against it according to the doctrine in the sphere of the international law in which the legal concept of the common heritage of mankind is clarified. The author reveals reasons of China’s support of the concept of the common heritage of mankind initiated by the USA and China’s effort to broadly interpret it especially towards the Arctic in terms of the Arctic Coastal States’ stance towards this issue contained in the materials of the Third United Nations Conference on the Law of the Sea (1973 – 1982).
Keywords: the Arctic, the Arctic Ocean, the governance regime of the common heritage of mankind, the International seabed area, Arctic States, non-Arctic States, China

Архив: 
Текст статьи: