РОЛЬ МИФА В АКТУАЛЬНЫХ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ПРОГРАММАХ: ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕМИФОЛОГИЗАЦИИ ПРАВА В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Силантьева Маргарита Вениаминовна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии им. А.Ф. Шишкина МГИМО МИД России, Россия.
Margarita V. Silantieva, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Departmnet of Philosophy named after A.F. Shishkin, MGIMO-University under the MFA of Russia

Введение. В статье проанализирован вопрос о роли мифа в идентификационных программах индивидуального и группового типов, связанных с активизацией этноправа на уровне просветительских, образовательных и научно-исследовательских институций. Наличие культурных центров, развивающих исследования в области изучения традиций и обычаев (например, при изучении национальных языков), демонстрирует наличие интереса граждан к идеям «малой родины», уточнению их места в общегражданской идентификационной модели и соотношению этноправа с гражданским правом. Автор ставит вопрос о соотношении типов правосознания с процессами политизации права (в том числе, в качестве учебной дисциплины); рассматривает соотношение идеологических проекций различных исследовательских подходов с самими этими исследовательскими подходами.
Материалы и методы. Материалом для проведенной научной работы послужили программы и проекты, реализуемые в рамках изучения этноправа и философии права в различных вузах и исследовательских центрах России, а также научные результаты деятельности подобных центров, представленные в книгах, статьях и в научно-популярной литературе. Методологическую основу исследования составляет метод  горизонтального и вертикального компаративного анализа, позволяющий уяснить соотношение различных дисциплин, связанных с этноправом, между собой; а также проследить их генезис и современное состояние по узловым точкам, влияющим на выбор идентификационных предпочтений.
Результаты исследования. В работе показано, что ремифологизация права в научно-образовательном пространстве современной России является следствием активизации социокультурных процессов на региональном и локальном уровне. Их пусковым механизмом явилась условная децентрализация, имеющая место вследствие политических преобразований последних тридцати лет, а результатом – распространение интереса к национальным языкам, культуре и обычаям, имеющее как сугубо научное и образовательное, так и (при определенных условиях) идеологическое значение. Как следствие, ремифологизация права составляет, с одной стороны, добротную основу гражданского самосознания, наполняя его формализованные предписания смыслом, почерпнутым из непосредственных отношений между людьми. С другой стороны, усиление акцента на архаической форме регуляции социальных отношений с помощью этноправа может способствовать критическому усилению тенденции регионализации. Динамическое равновесие права и обычая, таким образом, требует регулярных усилий по корректировке соответствующих образовательных программ и подготовки кадров высокой квалификации, способных работать с различными категориями учащихся.
Обсуждение и заключение. В работе выделены и описаны основные направления развития философии права, связанной с юридической антропологией; раскрыты возможные пути совершенствования образовательных программ с учетом того идеологического влияния, которое может при определенных условиях оказывать на сознание обучаемых идеологический вектор интерпретации этноправа. Особое значение в данной связи имеет преподавание гражданского права, а также философии и смежных дисциплин, способствующих формированию осознанной гражданской позиции.
Ключевые слова: Ремифологизация права, этноправоведение, обычай, позитивное право, естественноправовая и позитивная школы правоведения, юридическая антропология, философия культуры

THE  MYTH  ROLE  IN  CURRENT  IDENTIFICATION  PROGRAMS:  STUDYING  LAW  REMYTHOLOGIZATION  IN  THE  SCIENTIFIC  AND  EDUCATIONAL  FIELD  IN  MODERN  RUSSIA

Introduction. The article analyzes the issue of the myth role in identification programs of individual and group types, corresponding to ethnic law activation at the level of educational and research institutions. The availability of cultural centers conducting studies in the field of customs and traditions researches (e.g. in studying national languages) shows citizens’ interest in “home area” ideas, specification of their position in general civil identification pattern and correlation between ethnic and civil law. The author puts a question of correlation between legal awareness types and law politization process (including educational subject), examines correlation between ideological projections of various research approaches and those research approaches themselves.
Materials and methods. The material for the scientific study were the projects and programs which are used in teaching and researching ethnic law and legal philosophy in various educational and research institutions in Russia, as well as scientific results of those institutions’ activities presented in books and articles and popular-scientific literature. The methodological foundation of the research is the horizontal and vertical comparative study method enabling us to understand correlation between various educational subjects concerned with ethnic law. This method also allows tracing their genesis and current state by key points affecting identification preferences.
Research results. The article shows that law remythologization in the scientific and educational field in modern Russia is a consequence of the promotion of social and cultural processes at the regional and local levels. They were triggered by a conditional decentralization due to political reforms over the last thirty years and their result was an increased interest in national languages, culture and traditions. All these phenomena have a particular scientific and academic significance, as well as (under certain circumstances) an ideological meaning. As a result law remythologization, on the one hand, is a solid base for civil legal awareness filling its formalized directions with a meaning picked up from direct communication between people. On the other hand, accentuation on archaic forms of social relations regulation by means of ethnic law may contribute to dramatic intensification of regionalization tendencies. Thus dynamic balance between law and tradition calls for regular efforts for adjustment of corresponding educational programmes and for training highly qualified teachers capable of working with various students categories.
Discussion and conclusion. The article points out and describes the basic directions of legal philosophy development in connection with legal anthropology, shows possible ways of improving educational programmes taking into consideration the ideological influence of the ideological ethnic law interpretation vector which may have an impact upon students’ awareness. A special importance in this context is to be given to civil law teaching, as well to philosophy and complementary disciplines promoting forming a conscious social positioning.
Keywords: Law remythologization, ethnic legal science, custom, civil right, natural law and positive law schools, legal anthropology, philosophy of culture

 

Архив: