РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС

Гончаров Александр Иванович, доктор юридических наук, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и международного частного права, Волгоградский государственный университет (базовая кафедра ЮНЦ РАН)
e-mail: goncharova.sofia@gmail.com, gimchp@volsu.ru
ORCID ID: 0000-0001-6580-4104

Иншакова Агнесса Олеговна, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского и международного частного права, Волгоградский государственный университет (базовая кафедра ЮНЦ РАН)
e-mail: ainshakova@list.ru, gimchp@volsu.ru
ORCID ID: 0000-0001-8255-8160

Alexander I. Goncharov, Doctor of Juridical Sciences, Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor with the Department of Civil and International Private Law, Volgograd State University, Base Department of the Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Agnessa O. Inshakova, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Head of the Department of Civil and International Private Law, Volgograd State University, Base Department of the Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Введение. В статье раскрывается развитие цифровых технологий таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на пространстве ЕАЭС. Несмотря на наличие единого экономического пространства, каждое государство, входящее в ЕАЭС вправе вводить собственные правила перемещения товаров и лиц через таможенную границу, а также правила осмотра таких товаров в зонах таможенного контроля. На практике складывается ситуация, при которой таможенные перевозчики должны учитывать, как свое внутринациональное законодательство, так и общие нормы в области таможенных перевозок в ЕАЭС и соответствующие лицензионные требования. Из-за этого формируются различные подходы в организации деятельности особой группы хозяйствующих субъектов, функционирующих в таможенной сфере. В эту группу мы включаем таможенных перевозчиков, таможенных представителей, уполномоченных экономических операторов, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов. Отсутствие единообразия в этой области не позволяет выработать единый механизм перемещения товаров и лиц через таможенную границу, что генерирует противоречия между таможенными органами стран-партнеров. Выявленные проблемы требуют обязательного разрешения, поскольку снижают темпы роста внешнеэкономической деятельности на пространстве ЕАЭС.
Материалы и методы. Авторами исследован комплекс нормативных и научных источников. В части правовых аспектов развития цифровых технологий таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности изучались Договор о Евразийском экономическом союзе, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 (ред. от 21.05.2019). Из доктринальных разработок рассматривались труды представителей юриспруденции и ученых-экономистов, в их числе авторы: Алёхина О.В., Афонин П.Н., Борисов К.Г., Игнатьева Г.В., Иншакова А.О., Kormych, Borys, Ковалёв С.И., Матыцин Д.Е., Остроумов Н.В., Павлова Я.В., Плотников А.В., Русакова Е.П., Смирнова И.А., Тарасова Н.Л. Фролова Е.Е., Хрунова А.Л. По логике раскрытия темы также привлекались эмпирические материалы.
Результаты исследования. В статье обосновано, что в современной внешнеэкономической деятельности цифровые технологии в процессе перемещения товаров через таможенные границы используются все более интенсивно. Наиболее востребована оцифровка процедур таможенного контроля и таможенной экспертизы. Указанные режимы в настоящее время глубоко компьютеризируются и включены в систему управления рисками при перемещении товаров. Выдвинуто положение о том, что таможенные перевозчики должны быть привлечены к предоставлению более полной и актуальной информации о провозимых товарах, их следует включить в систему управления рисками по опыту стран ЕС.
Обсуждение и заключение. В статье критически проработаны подходы к применению системы управления рисками в странах Европы и на пространстве ЕАЭС. Это позволило выявить требующие устранения недостатки. Во-первых, отсутствует релевантная и достоверная информация по учету субъектов таможенных отношений и участников ВЭД на пространстве ЕАЭС; во-вторых, отсутствует регламентированная процедура контроля, в частности, порядка проверки соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства; в-третьих, отсутствует урегулированный режим эффективного взаимодействия таможенных органов с другими ведомствами, экономическими операторами, друг с другом; в-четвертых, отсутствует порядок применения системы управления рисками на этапе пост-контроля.
Ключевые слова: цифровые технологии; таможенное регулирование; внешнеэкономическая деятельность; национальное законодательство; государства-участники ЕАЭС

DEVELOPMENT OF DIGITAL TECHNOLOGIES FOR CUSTOMS REGULATION OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE EAEU

Introduction. The article describes the development of digital technologies for customs regulation of foreign economic activity in the EAEU space. Despite the existence of a single economic space, each state that is a member of the EAEU has the right to introduce its own rules for the movement of goods and persons across the customs borders, as well as rules for the inspection of such goods in customs control zones. In practice it is a situation in which customs carriers must take into account both their domestic legislation and the general rules in the field of customs transport in the EAEU and the relevant licensing requirements. Because of this, different approaches come operational in the organization of the activities of customs carriers, customs representatives, authorized economic operators, owners of temporary storage warehouses and customs warehouses. The lack of uniformity in this area does not allow us to develop a single mechanism for the movement of goods and persons across the customs borders, which generates contradictions between the customs authorities of the partner countries. The identified problems require mandatory resolution, since they reduce the growth rate of foreign economic activity in the EAEU space.
Materials and methods. The authors investigated a complex of normative and scientific sources. In terms of the legal aspects of the development of digital technologies of customs regulation of foreign economic activity, the Treaty on the Eurasian Economic Union, the Customs Code of the Eurasian Economic Union, the Federal Law "On Information, Information Technologies and Information Protection", the Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission of 10.12.2013 No. 289 (ed. of 21.05.2019) were studied. From the doctrinal developments, the works of representatives of jurisprudence and scientists-economists were considered, including the authors:
Alyokhina O.V., Afonin P.N., Borisov K.G., Ignatieva G.V., Inshakova A.O., Kormych, Borys, Kovalev S.I., Matytsin D.E., Ostroumov N.V., Pavlova Ya.V., Plotnikov A.V., Rusakova E.P., Smirnova I.A., Tarasova N.L. Frolova E.E., Khrunova A.L. On logic Empirical materials were also used for the discussion of the topic.
Results. The article proves that in modern foreign economic activity digital technologies are used more and more intensively in the process of moving goods across customs borders. The digitization of customs control and customs expertise procedures is in great demand. These modes are now deeply computerized and integrated into the risk management system for the movement of goods. It is suggested that customs carriers should be involved in providing more complete and up-to-date information about the goods being transported, and they should be included in the risk management system based on the experience of the EU countries.
Discussion and Conclusion. The article critically examines the approaches to the application of the risk management system in Europe and the EAEU. This allowed us to identify the shortcomings that need to be addressed. Firstly, there is no relevant and reliable information on the accounting of customs relations subjects and foreign trade participants in the EAEU space; secondly, there is no regulated control procedure, in particular, the procedure for verifying compliance with customs legislation by foreign trade participants; third, there is no regulated regime for effective interaction of customs authorities with other agencies, economic operators, and each other; fourth, there is no procedure for applying the risk management system at the post-control stage.
Keywords: digital technologies; customs regulation; foreign economic activity; national legislation; EAEU Member States

Архив: