Болонская система образования в контексте политического развития ЕС.

Касаткин Петр Игоревич, кандидат политических наук, начальник отдела докторантуры и аспирантуры МГИМО (У) МИД России.
Petr I. Kasatkin, Candidate of Science (political studies), Postgraduate Research Studies Department, Head, MGIMO (University) under the MFA of Russia.

С конца ХХ столетия высшему образованию стали уделять особое внимание как одному из приоритетов развития как на международном, так и на национальном уровне. Высшее образование, очевидно, становится все более востребованным и привлекательным, а количество студентов в стране – показателем ее в большей или меньшей степени успешного развития. На современном этапе мирового развития в системе высшего образования происходят важнейшие трансформации: образовательная сфера зачастую становится объектом международного сотрудничества. Между тем, несмотря на то, что данная сфера изучается целым рядом специалистов в сфере экономики, социологии и высоких технологий, ей до сих пор недостаточно внимания уделяется в рамках рассмотрения ее влияния в мирополитических процессах.
В статье анализируется современный образовательный процесс в высших учебных заведениях, дается анализ Болонской системы и ее адаптации в новоприсоединившихся странах. Автор отмечает значимость образовательной среды как неотъемлемой части «мягкой силы» государства. Подчеркивается, что расширяющиеся и углубляющиеся в современном мире глобализационные процессы, охватывающие все сферы, в том числе и социогуманитарную, выводят на первый план «антропологическое» измерение в мирополитических отношениях. Соответственно, образование становится фактором, имеющим принципиальное значение для мирового развития – не только культурного, но и, главным образом, политического и экономического. Важным выводом, который делает автор, является утверждение о том, что от управления образовательной средой зависит позиционирование государства на международной арене, формирование ментальности нового поколения.
Ключевые слова: образование, Болонский процесс, мягкая сила, ментальность.

THE BOLOGNA EDUCATION SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE EU POLITICAL DEVELOPMENT.
Since the end of the 20th century higher education has attracted special attention as a development priority. The trend has been obvious on the international and nation state level. Higher education is obviously becoming increasingly demanded and attractive and the number of students in a country serves as an indicator of a successful or less successful development. Nowadays the system of higher education is going through significant transformations and is frequently becoming part of international cooperation. Meanwhile, despite the fact that a considerable number of experts in economics, social studies and technologies have been studying the sphere of higher education it has not received an adequate attention regarding its role in world political processes.
The article studies the current stage of international development of higher education. The author analyzes the Bologna Process and the way some new participating countries are adapting to it. The article emphasizes the importance of the educational sphere as an integral part of a state’s soft power. It is stated that the deepening and widely growing globalization processes in the modern world are covering more and more spheres, including the socio-humanitarian sphere, and thus making the ‘anthropological’ factor a vital dimension in world politics. Thereupon, education becomes essential for the future world development – not only in terms of culture, but also from the point of view of a mainly international political and economic evolution. The important conclusion the author makes is that the way education process is managed may seriously influence, firstly, international positions of a state and, secondly, the shape of mentality the new generation will take.
Keywords: education, Bologna process, soft power, mentality.

Раздел: 
Архив: 
Текст статьи: