«Мягкая сила» в мировом сообществе и внешней политике России

Володин Виктор Михайлович, доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления Пензенского государственного университета. e-mail: ieu@pnzgu.ru.
Рожкова Лилия Валерьевна, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры «Экономическая теория и международные отношения» Пензенского государственного университета. e-mail: econm@pnzgu.ru.
Сальникова Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры «Экономическая теория и международные отношения» Пензенского государственного университета. e-mail: econm@pnzgu.ru.
Victor M. Volodin, Doctor of Economics, Professor, Dean, Faculty of Economics and Management, State University of the city of Penza
Lilia V. Rozhkova, Doctor of Sociology, Professor, Department of Economic Theory and International Relations, State University of the city of Penza
Olga V. Salnikova, Senior Lecturer, Department of Economic Theory and International Relations, State University of the city of Penza
Введение. Проблема «мягкой силы» в международных отношениях и ее роль во внешней политике России представляется актуальным направлением исследований, учитывая ее недостаточную научную проработанность в силу сложившегося общего отношения к проблеме «мягкой силы» в российском политическом дискурсе, где исследуемое явление не считается полноценным направлением внешней политики и было создано на волне популярности «мягкой силы» в мировом сообществе. Необходимость исследования использования «мягкой силы» вызвана продолжающимися сдвигами в международных отношениях и мировой политике, появившимся в результате развития глобализационных процессов, информационной и технологической сферы. В условиях появления новых акторов и быстро меняющихся правил игры на международной арене, странам важно быстро адаптироваться к этим правилам и в полной мере использовать новые инструменты. Однако, ввиду определенных причин, Россия обратила внимание на возможности использования «мягкой силой» с задержкой, а с целью достижения уровня мировых лидеров отрасли, необходим обновленный подход, учитывающий отечественные особенности и ведущие мировые практики. Цель исследования состоит в изучении особенностей концепции «мягкой силы».
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе изучения теоретических зарубежных и отечественных концепций «мягкой силы», анализа рейтингов страновых брендов. Методологическую основу составили метод системно-структурного анализа, статистический метод.
Результаты. В статье рассмотрены основные подходы к пониманию «мягкой силы», представленные в трудах зарубежных и отечественных исследователей; проведен анализ основных компонентов, источников политики «мягкой силы»; выявлены рейтинги страновых брендов как инструмент измерения «мягкой силы»; выявлены концепции использования «мягкой силы» России.
Обсуждения и заключение. На основе данных статистики, вторичного анализа данных делается вывод о дефиците российской «мягкой силы» в РФ; существующих основаниях в необходимости создания нового имиджа на мировой арене, соответствующего российским национальным интересам и современным реалиям. В сегодняшних условиях реализация российской «мягкой силы» имеет множество проблем, связанных с правовыми, финансовыми, экономическими аспектами.
Ключевые слова: мягкая сила, внешняя политика, Россия, Русский мир, Россотрудничество.

«Soft  power»  in  the  world  community  and Russia's  foreign  policy

Introduction. The problem of “soft power” in international relations and its role in Russia’s foreign policy seems a topical research direction, considering its insufficient scientific analysis due to the prevailing general attitude to the issue of “soft power” in Russian political discourse, where the researched phenomenon is not considered a full-fledged direction of foreign policy and was created on the wave of the “soft power” popularity in the world community. The need to research the use of “soft power” is caused by the ongoing changes in the international relations and global politics that emerged as a result of globalization processes, information and technology sectors development. In the context of the emergence of new actors and rapidly changing rules of playing on the international stage, it is important for countries to adapt quickly to these rules and make full use of new tools. However, due to certain reasons, Russia paid attention to the resources of using “soft power” with a delay, but in order to achieve the world leaders’ level in this area, renewed approach is needed, taking into account the domestic specifics and leading global practices. The research is aimed at studying the features of the “soft power” concept.
Materials and methods. Realization of the research tasks was achieved on the basis of studying theoretical foreign and domestic concepts of “soft power”, analyzing the ratings of the countries’ brands. The methodological basis includes the method of system-structural analysis, the statistical method.
Results. The article considers the main approaches to understanding “soft power” presented in papers of foreign and domestic researchers; analysis of the main components and sources of the “soft power” policy; countries’ brand rating as a measurement tool of “soft power”; concepts of using “soft power” of Russia.
Discussions and conclusion. Based on statistical data and data secondary analysis, the article comes to the conclusion that Russia lacks “soft power”; that grounds exist to create a new image of Russia on the world stage, corresponding to Russian national interests and contemporary realities. In today’s conditions, implementation of Russian “soft power” has many problems related to law, financial and economic aspects.
Keywords: soft power, foreign policy, Russia, Russian world, Federal Agency for the Commonwealth of Independent States, Compatriots Living Abroad and International Humanitarian Cooperation.
Архив: