Компетентностный подход к реализации программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих

Мастушкин Михаил Юрьевич, кандидат технических наук, доцент кафедры государственного управления МГИМО МИД России.
Michail Yu. Mastushkin, Candidate of Engineering Science, Associate Professor, Department of Public Administration and Law, School of Governance and Politics, MGIMO University under the MFA of Russia.

Введение. В статье рассматриваются вопросы реализации эффективных программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, осуществляемых согласно перечню приоритетных направлений дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих, а также в рамках государственного заказа. Особенностью реализации таких программ является необходимость обеспечения соответствия не только общей тематике, утвержденной специально уполномоченным органом государственной власти, но и обеспечение определенных образовательных результатов, которые могут быть достигнуты за счет применения компетентностного подхода.
Материалы и методы. Используются практические материалы реализации программ дополнительного профессионального образования, реализованных в МГИМО МИД России в 2012-2015 гг. по заказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Теоретическую базу исследования составляют общенаучные и специальные методы, такие как диалектический и формально-логический метод, а также сравнительный анализ и синтез.
Результаты исследования. На основе анализа применимых нормативных правовых актов, а также опыта реализации конкретных образовательных программ показано, что одним из основных подходов к их реализации является компетентностный подход, позволяющий интегрировать требования к уровню квалификации (компетентности) государственного служащего в государственный заказ на его обучение в рамках программ, реализуемых ведущими университетами страны. Использование компетентностного подхода позволяет также согласовать образовательные результаты различных видов образовательных программ с требованиями их заказчика и работодателя.
Обсуждение и заключение. В результате проведенного анализа делается вывод о необходимости системного подхода к реализации различных видов программ дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих, основанного на создании единых по форме и содержанию дескрипторов программ, а также перечней компетенций государственных служащих, позволяющих согласовать содержание программ и требования к их образовательным результатам.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, государственный служащий, компетенция, компетентностный подход, образовательный результат, образовательная программа, перечень компетенций

Competence approach to the implementation of additional professional education programs for state civil servants
Introduction. The article deals with the implementation of effective programs for additional professional education of state civil servants, carried out in accordance with the list of priority areas for additional professional education of federal state civil servants, and also within the framework of the state order. The peculiarity of the implementation of such programs is the need to ensure compliance with the general list of training program themes approved by a specially authorized state body and to provide certain educational results through the application of the competence approach.
Materials and methods. Practical materials are used for the implementation of additional professional education programs implemented at the MGIMO in 2012-2015 on the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. The theoretical basis for the study is general scientific and special methods, such as the dialectical and formal-logical method, as well as comparative analysis and synthesis.
Results of the study. Based on the analysis of applicable normative legal acts, as well as the experience of implementing specific educational programs, it is shown that one of the main approaches to their implementation is a competence approach that allows integrating the requirements to the level of qualification (competence) of a civil servant into the state training programs, implemented by the leading universities of the country. The use of the competence approach also allows coordinating the educational results of various types of training programs with the requirements of their initiators and employers.
Discussion and conclusion. As a result of the analysis, it is concluded that there is a need for a systematic approach to the implementation of various types of supplementary professional education programs for federal state civil servants based on the creation of unified program descriptors as well as on lists of the competencies of civil servants, which makes it possible to coordinate the content of programs and requirements for their educational results.
Keywords: supplementary professional education, civil servant, competence, competence approach, educational result, educational program, list of competences