ВЕКТОР УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Левин Юрий Анатольевич, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры регионального управления и национальной политики МГИМО МИД России, Россия
Yuri A. Levin, Doctor of Economic Science, Professor with the Department of Regional Governance and National Policy, MGIMO-University under the MFA of Russia

Павлов Александр Олегович, директор департамента управления проектами Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, Россия
Alexander O. Pavlov, Director of the Project Management Department, Far East Investment and Exports Support Agency

Введение. В статье дается авторская концепция государства как регулятора инновационного процесса. Переход к непрерывному инновационному процессу является особенностью современного периода научно-технологического развития мировой экономики. Однако централизованным регулятивным образом, используя только средства прямого финансирования без формирования инновационной инфраструктуры в регионах, невозможно приблизиться к научно-технологическому уровню, развитых стран.
Материалы и методы. Используются данные Росстат и аналитические материалы АНО АПИ. Методологической основой являются присущие институционально-эволюционному направлению методы анализа, конвергенции и холистические научные методы и подходы.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа обозначено концептуальное видение роли государства как регулятора, необходимого для достижения целей научно-технологического развития в контексте коммерциализации инновационного процесса. Предлагаемое сокращение функций государства не противоречит концепции активной позиции государства при формировании институциональной и инфраструктурной среды. Авторами обосновывается, что учитывать формирование институциональной и инфраструктурной среды необходимо на стадии построения прогнозов и разработки стратегии развития региона. Это положение следует из основных направлений экономической политики по улучшению инвестиционного климата в научно-технологической сфере Дальневосточного федерального округа и опыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона, частью которого является Российский Дальний Восток. Предложена схема иерархии структур инновационного развития: федеральные органы исполнительной власти - институциональный уровень, представленный институтом, координирующим инвестиционное развитие и финансовым инструментом развития - административные службы субъекта Федерации, - общественные институты. В совокупности перечисленные структуры складываются в организационный механизм разработки и реализации стратегии развития национальной инновационной системы. Формирование институтов инвестирования дополняет иерархию структур инновационного развития. Региональные институты, создаваемые с целью содействия улучшению инвестиционного климата, одновременно должны представлять собой институты инновационного развития, встроенные в иерархию уровней политики регулятора.
Обсуждение и заключение. Обсуждается оценка возможности и условий совмещения и распределения федеральной и региональной властью функций по организации условий внедрения бизнеса в научно-технологической сфере и по координации преодоления региональных и отраслевых барьеров. Авторы обосновывают принципы новой технико-экономической парадигмы инновационного развития: сокращение функций государства, изменение характера общественных институтов, изменение финансовой архитектуры, обновление и мобильность производственных факторов, виртуализация социума.
Ключевые слова: институциональные изменения, регулятор, функции государства, инвестиционный климат, инновационное развитие, технико-экономическая парадигма

THE  VECTOR  OF  STATE  GOVERNMENT  PARTICIPATION  IN  THE  INNOVATION  PROCESS:  FEDERAL  AND  REGIONAL  ASPECTS

Introduction. The article presents the authors’ concept of state government as a regulator of the innovation process. The transition to an ongoing innovation process is an important feature of the modern period of scientific and technological development of the world economy. However it is impossible to approach the scientific and technological level required for developed countries in a centralized regulatory manner using only direct financing without the formation of innovative infrastructure.
Materials and methods. The authors used the data of the Russian Statistic Bulletin and the analytical materials the Far East Investment and Exports Support Agency. The methodological basis includes the convergence and holistic scientific methods and approaches inherent in the institutional-evolutionary direction.
Research result. As a result of the analysis, a new vision of the state government role as a regulator which is necessary to achieve the goals of scientific and technological development in the context of commercialization of the innovation process is outlined. Reducing the public functions does not contradict the concept of the active position of the state government in the formation of the institutional and infrastructure environment. The authors substantiate that it is necessary at the stage of forecasting and formation of the regional strategy. This point follows from the main directions of the economic policy on improving the investment climate in the scientific and technological sphere of the Far Eastern Federal District and the experience of the countries of the Asia-Pacific region, which the Russian Far East belongs to. The hierarchy of structures of innovative development is offered: The Federal Executive authorities - the institutional level represented by the Institute coordinating investment development and the financial instrument of development - administrative services of the entity of the Russian Federation - public institutions. Together these structures form an organizational mechanism for the development and implementation of the national innovation system development strategy. The formation of investment institutions complements the hierarchy of innovation development structures. Regional institutions created to promote the improvement of the investment climate should at the same time be innovation development institutions built into the hierarchy of policy levels of the regulator.
Discussion and conclusion. The article discusses the evaluation of possibilities and conditions for combining and distribution by the Federal and Regional Authorities of functions to organize business engagement in the scientific-technological sphere and to overcome the regional and sectoral barriers. The authors substantiate the principles of a new technical and economic paradigm of innovative development: reducing the public functions, changing the nature of public institutions, changing the financial architecture, updating and mobility of production factors, virtualization of society.
Keywords: Institutional changes, the regulator, functions of the state government, investment climate, innovation development, techno-economic paradigm

Архив: