ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНСТИТУТА СОВЕТСКИХ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ПО ТОРГОВЫМ И ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ (1917-1940 ГГ.)

Амплеева Татьяна Юрьевна, доктор юридических наук, профессор кафедры правовых основ управления МГИМО МИД России.
Tatyana Yu. Ampleeva, Doctor of Sciences (Law), Professor with the Department of Legal Basics of Governance, MGIMO (University) under the MFA of Russia

Введение. После прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. внешнеполитические приоритеты советского государства стала определять революционная идеология. Это обстоятельство не только нарушало стабильность всей международной системы, но и создавало значительные трудности для Советской России. После принятия Декрета о мире и попытке его реализации в ходе сепаратных переговоров о мире с Германией, Советское государство оказалось в полной политической и экономической изоляции. Заключение Брест-Литовского мира привело к разрыву дипломатических отношений между Россией и бывшими союзниками.
В условиях начавшейся гражданской войны и иностранной интервенции большевики вынуждены было искать любые возможности налаживания международных контактов и связей. Важнейшую роль в активизации данного рода деятельности на протяжении первых двух десятилетий советской власти играли торговые представительства, которые в условиях дипломатического вакуума выполняли некоторые функции официальных представительств советского правительства за рубежом. Правовой статус советских торговых представительств с момента их становления и до начала Второй Мировой Войны, их полномочия по защите политических, экономических и правовых интересов государства исследуются в данной статье.
Материалы и методы. Методологической основой исследования является диалектический метод познания явлений во взаимосвязи и взаимной обусловленности с использованием совокупности обще- и частнонаучных способов познания политико-правовых явлений, в том числе историко-правовой метод; метод системного структурного анализа, метод актуализации; формально-логический метод.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования автором были проанализированы правовые аспекты организации торговых представительств, их образования и деятельности. Было установлено, что торговые представительства в иностранных государствах создавались на основании соответствующих распорядительных актов советского правительства и имели на первоначальном этапе своей деятельности широкий спектр полномочий: право на заключение гражданско-правовых сделок, выдачу различных гарантий на обеспечение их выполнения, процессуальные функции, касающиеся третейского и судебного рассмотрения споров, в том числе заключение мировых соглашений и мн. др., что наглядно свидетельствует о совмещении у торговых представительств и дипломатических, и торговых, и правовых функций.
Обсуждение и заключение. Показана эволюция правовой природы советских торговых представительств за рубежом вплоть до начала Второй мировой войны. Аргументировано, что процесс формирования и развития полномочий торговых представительств по защите интересов советского государства на международной арене в экономической и правовой сфере, определялся действующей на тот момент политической конъюнктурой. Исследован процесс формирования и развития полномочий торговых представительств по защите интересов советского государства на международной арене в экономической и правовой сфере.
Показаны роль и значение истории торговых представительств для развития современной системы зарубежных органов Российской Федерации, призванных осуществлять экономическое сотрудничество.
Ключевые слова: СССР; торговое представительство; международное экономическое сотрудничество; международное правовое сотрудничество; дипломатические отношения; международные обязательства; договаривающиеся государства

THE  LEGAL  STATUS  OF  THE  INSTITUTION  OF  SOVIET  FOREIGN  MISSIONS  FOR  COMMERCIAL  AND  CIVIL  ISSUES  (1917-1940)

Introduction. After the Bolsheviks came to power in October 1917, the revolutionary policy of the Soviet state began to determine the foreign policy priorities of the Soviet state. This circumstance not only violated the stability of the entire international system, but also created significant difficulties for Soviet Russia. After the adoption of the Decree on Peace and the attempt to implement it during the separate peace negotiations with Germany, the Soviet state found itself in complete political and economic isolation. The conclusion of the Brest-Litovsk peace treaty led to the rupture of diplomatic relations between Russia and the former allies.
In the conditions of the beginning of the civil war and foreign intervention, the Bolsheviks were forced to look for any possibilities of establishing international contacts and connections. The most important role in the revitalization of this type of activity during the first two decades of the Soviet government was played by the trade missions, which in a diplomatic vacuum performed certain functions of the official representative offices of the Soviet government abroad. The legal status of the Soviet trade missions from the moment of their formation until the beginning of the Second World War, their powers to protect the political, economic and legal interests of the state are explored in this article.
Materials and methods. The methodological basis of the study is the dialectical method of cognition of phenomena in their relationship and mutual conditionality, general and particular scientific methods of cognition, including the historical and legal method; the method of system structural analysis; the method of actualization; formal-logical and other methods.
Results. The author analyzed the legal aspects of the establishment, organizational structure and activities of trade missions. It was found that trade missions in foreign countries were established on the basis of the relevant regulatory acts of the Soviet government, and at the initial stage of their activities had a wide range of powers: the right to conclude civil transactions, the issuance of various guarantees to ensure their implementation, procedural functions relating to arbitration and judicial review of disputes, including the conclusion of settlement agreements, etc., which clearly demonstrates that trade missions performed diplomatic, trade and legal functions.
Discussion and Conclusions. The evolution of the legal nature of Soviet trade missions abroad up to the beginning of the Second World War is described. It is argued that the process of forming and developing the powers of trade missions to protect the interests of the Soviet state in the international arena in the economic and legal sphere was shaped by the political situation at the time. The formation and development of the powers of trade missions to protect the interests of the Soviet state in the international arena in the economic and legal sphere is researched.
The role and importance of the history of trade missions for the development of the modern system of foreign missions of the Russian Federation, designed to carry out economic cooperation is
shown.
Keywords: USSR; trade representation; international economic cooperation; international legal cooperation; diplomatic relations; international obligations; contracting states

Архив: 
Текст статьи: