Понятие «конфликт интересов» в административном праве Российской Федерации.
Охотский Евгений Васильевич, доктор социологических наук, профессор кафедры государственного управления факультета управления и политики МГИМО МИД России. e-mail: e.ohotskii@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2386-8238.
E.V. Okhotsky, Doctor of Sociology, Full Professor, Department of Public Administration, School of Governance and Politics, (MGIMO-University), MFA of Russia.
Введение. Анализ сущности, условий и причин возникновения и практики разрешения (предотвращения и урегулирования) конфликта интересов является не только важной прикладной, но и не менее значимой научно-исследовательской проблемой. Ситуации, связанные с конфликтами интересов, как в публично-государственном, так и частном секторах стали не только предметом специальных научных исследований, но и объектом законодательного регулирования и управленческой практики. В ряде стран приняты специальные законы о конфликте интересов, введены должности государственного комиссара по конфликту интересов, действуют нормативные установления, касающиеся служебной этики.
Материалы и методы. Источниковая база исследования – нормативно-правовые, теоретические, учебно-научные, публицистические работы отечественных и зарубежных авторов. Теоретико-методологической основой послужил диалектико-материалистический подход к анализу сущности общественных явлений, закономерностей их развития, особенностей правового регулирования и управляющего воздействия на них. Инструментарий научного исследования классический: сравнительно-правовой анализ, формально-логический, конкретно-исторический и системно-функциональный методы.
Результаты исследования. В статье представлена авторская трактовка понятия «конфликт интересов», его сущность - конфликтная ситуация между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами, которая провоцирует обстоятельства, при которых в угоду интересам одного субъекта наносится (потенциально и реально) вред правам, свободам и законным интересам других субъектов. Вывод: конфликтом интересов надо управлять, а значит своевременно выявлять, диагностировать, объективно оценивать возможные риски и негативные последствия, предпринимать адекватные организационные и правовые меры по урегулированию конфликтной ситуации. Если же человек на государственной службе не заботится в соответствии со своим статусом и полномочиями об общественном интересе и авторитете государства, а лишь о своем благополучии, то такому не место во власти, в аппарате государственного и муниципального управления.
Обсуждение и заключение. Совершенствование механизмов выявления, квалификации, урегулирования пресечения и наказания виновных, ликвидация негативных последствий конфликта интересов - стратегически важная и достаточно сложная задача, которая стоит не только перед государством, правоохранительной системой и органами местного самоуправления, но и перед бизнесом, институтами гражданского общества и каждым гражданином. Ее решение требует систематического в мониторинговом режиме наблюдения, всестороннего анализа, решительных и согласованных действий.
Ключевые слова: государственная служба, власть, законность, конфликт интересов, корысть, коррупция, личный интерес, механизм урегулирования конфликта интересов
The concept of «conflict of interest» in the administrative law of the Russian Federation.
Introduction. The analysis of the nature, conditions and reasons for the occurrence and practice of resolving (preventing and settling) conflict of interest issues is not only an important applied, but also significant research problem. Situations related to conflict of interest issues, both in the public-state and private sectors, have given rise not only to special scientific research, but also to legislative regulation and managerial practice. A number of countries have adopted special laws on conflict of interest policy norms, established office of state commissioner for conflict of interest policy, and introduced rules regulating employee conflict of interest policy.
Materials and methods. The source of the research is regulatory, theoretical, educational, scientific, journalistic works by domestic and foreign authors. The theoretical and methodological basis is the dialectical-materialistic approach to the analysis of the essence of social phenomena, the laws of their development, the features of legal regulation and the controlling effect on them. The research tools are classical: comparative legal analysis, formal logical, concrete historical and system-functional methods.
The results of the study. The article presents the author’s interpretation of the of “conflict of interests” concept. Its essence is a conflict situation between public law obligations and individual’s interests, which provokes situations in which the interests of one person lead to potential or real harm to the rights, freedoms and legitimate interests of others persons. Conclusion: the conflict of interests must be managed, which means that it is timely to identify, diagnose, objectively assess possible risks and negative consequences, take adequate organizational and legal measures to resolve the conflict situation. If a public servant does not serve, in accordance with his status and powers, the public and the state, but only cares about his/her own well-being, then such public employees must be dismissed from public office.
Discussion and conclusion. Improving the mechanisms for identifying, qualifying, regulating the suppression and punishment of perpetrators, eliminating the negative consequences of breaching the conflict of interest policy are strategically important and rather difficult tasks that challenge not only the state, the law enforcement system and local authorities, but also business, civil society institutions and every citizen . Its solution requires systematic monitoring, comprehensive analysis, decisive and coordinated actions.
Keywords: civil service, power, legality, conflict of interest, self-interest, corruption, personal interest, conflict of interest settlement mechanism
- 2147 просмотров