СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО В ВОСПРИЯТИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

Бахлова Ольга Владимировна, доктор политических наук, профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва
e-mail: olga.bahlova@mail.ru
ORCID ID: 0000-0002-3849-8321

Бахлов Игорь Владимирович, доктор политических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории, политологии и регионоведения Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва
e-mail: bahlov@mail.ru
ORCID ID: 0000-0001-6886-5762

Уляшкина Екатерина Григорьевна, кандидат политических наук, научный сотрудник НОЦ «Политический анализ территориальных систем» Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва
e-mail: katerina.ulyashkina@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0003-4670-003X

Igor V. Bakhlov, Doctor of Political Science, Head of the Department of General history, Political Science and Area Studies, National Research Mordovia State University named after N. Ogarev.

Olga V. Bakhlova, Doctor of Political Science, Professor with the Department of General history, Political Science and Area Studies, National Research Mordovia State University named
after N. Ogarev.

Ekaterina G. Ulyasckina, Candidate of Political Science, Researcher of the Scientific and Educational Center «Political Analysis of Territorial Systems», National Research Mordovia State University named after N. Ogarev.

Введение. Союзное государство Беларуси и России – один из привилегированных интеграционных форматов для Российской Федерации. Однако оно, как и страны–участницы, находится под давлением внутренних и внешних вызовов, в том числе коренящихся в политическом измерении. Несформированность политического сообщества союзного уровня и слабая степень институционализации общественной поддержки российско-белорусской интеграции усиливают их опасность. Цель данной статьи – выявление специфики восприятия политическими партиями Российской Федерации и Республики Беларусь Союзного государства как интеграционного формата с учетом артикуляции ими ключевых векторов государственной интеграционной политики.
Материалы и методы. Основными методами исследования выступили методы сравнения, традиционного и формализованного изучения документов. Главными материалами послужили программные тексты политических партий Российской Федерации и Республики Беларусь – постоянные программы и уставы, предвыборные документы, а также их официальные сайты и СМИ.
Результаты исследования. Проведенный анализ названных материалов позволил охарактеризовать доминанты и константы партийного дискурса в России и Белоруссии, показать сходные и отличительные черты в нем. Показана манифестация ключевых тематических сюжетов в области интеграционной политики, зафиксированных в партийных документах. Особое внимание уделено партиям, представленным в национальных парламентах, как имеющим наибольшие легальные возможности влиять на принятие интеграционных решений. Практически все эти партии можно причислить к проинтеграционным. Одновременно акцентированы ограниченность политической функциональности партий в обеих странах и отсутствие программных развернутых позиций по вопросам интеграционной политики и перспективам развития российско-белорусской интеграции. Интерес к Союзному государству в партийной программатике в целом уступает интересу к евразийской интеграции.
Обсуждение и заключение. Обоснована необходимость повышения политической функциональности российских и белорусских партий как агентов союзного строительства. Артикулированы механизмы федерального и регионального уровней, способствующие активизации российских партий в рассматриваемом качестве. Выявлены тенденции в эволюции партийной системы Республики Беларусь, позволяющие прогнозировать относительное улучшение перспектив создания новых проинтеграционных партий и продвижения межпартийной дипломатии с участием ведущих партий Российской Федерации в русле общественной дипломатии Союзного государства.
Ключевые слова: агент; евразийская интеграция; интеграционная политика; интеграционные процессы; партийная программатика; политические партии; постсоветское пространство; Союзное государство Беларуси и России.

THE UNION STATE IN THE PERCEPTION OF THE POLITICAL PARTIES OF RUSSIA AND BELARUS

Introduction. The Union State of Belarus and Russia is one of the privileged integration formats for the Russian Federation. However the Union State and the participating countries are under pressure caused by internal and external challenges including those rooted in the political dimension. The lack of the union-level political community and the weak institutionalization of public support for the Russian-Belarusian integration increase their danger. The purpose of this article is to identify the specifics of the perception of the Union State by the political parties of the Russian Federation and the Republic of Belarus as an integration format taking into account the key vectors of the state integration policy articulated by them.
Materials and methods. The main research methods include comparison, traditional and formalized study of documents. The research is based on the program texts of the political parties of the Russian Federation and the Republic of Belarus – their official programs and charters, election documents, as well as their party websites and mass media.
The results of the research. The analysis of these materials made it possible to characterize the dominants and constants of the party discourse in Russia and Belarus, to show the similar and distinctive features in it. The major issues concerning the integration policy,recorded in party documents are shown. Special attention is paid to the parties represented in the national parliaments as having the greatest legal opportunities to influence the adoption of integration decisions. Almost all of these parties can be considered as pro-integration ones. At the same time, the limited political functionality of the parties in both countries and the lack of positions on issues of integration policy and prospects for the development of Russian-Belarusian integration elaborated in detail in the party programs are emphasized. The interest in the Union State in the party programs as a whole is inferior to the interest in the Eurasian integration.
Discussion and conclusions. The necessity of increasing the political functionality of Russian and Belarusian parties as agents of union construction is substantiated. The mechanisms of the federal and regional levels that allow Russian parties to become more active in this capacity are articulated. The trends in the evolution of the party system of the Republic of Belarus are revealed, which allow us to predict a relative improvement in the prospects for creating new pro-integration parties and promoting inter-party diplomacy with the participation of the leading parties of the Russian Federation in line with the public diplomacy of the Union State.
Keywords: agent; Eurasian integration; integration policy; integration processes, party programs, political parties, post-Soviet space, The Union State of Belarus and Russia.

Архив: