ЛОББИЗМ: ЕГО РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ НА МЕХАНИЗМ ВЛАСТИ США

Горовая Яна Игоревна, студентка 3-го курса международно-правового факультета МГИМО МИД России
e-mail: yana-anna-2001@yandex.ru
ORCID ID: 0000-0002-8930-4398
Кремянская Елена Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права МГИМО МИД России
e-mail: elena.kremyanskaya@gmail.com
ORCID ID: 0000-0002-2641-0310

Yana I. Gorovaya, 3rd year student, International Law Faculty, MGIMO University, Russia
Elena А. Kremyanskaya, Associate Professor, Department of Constitutional Law, Candidate of Sciences (Law), MGIMO University, Russia
 

 

Введение. В статье представлен обзор регулирования лоббистской деятельности в США. Законодательство США о лоббизме является неотъемлемой частью всей законодательной системы страны, и его положения служат, в частности, цели обеспечения прозрачности лоббистской деятельности. Правовой статус лоббизма за пределами США, Канады и Европейского Союза принципиально иной, т.к. в остальной части мира не существует четкой системы регулирования лоббистской деятельности, как и конкретных, посвященных этому законодательных актов. В этой связи низка осведомленность о данном институте, из-за чего термин «лоббизм» вследствие неверного истолкования зачастую приравнивается к коррупции. Автор исследует происхождение и историю лоббизма в США, рассматривает развитие его законодательного регулирования, а также пробелы и т.н. «лазейки» в законодательстве, имеющие место, несмотря на высокие требования к раскрытию информации о лоббистской деятельности. Автор также исследует теоретические обоснования необходимости регулирования лоббизма с позиций концепции делиберативной (совещательной) демократии. Проблемы «лоббизма по инициативам масс» и «теневого лоббизма» также рассмотрены в статье.
Материалы и методы. В исследовании автор использует как общие, так и специально-научные методы. При рассмотрении развития регулирования лоббистской деятельности используется исторический метод, в то время как при разрешении вопроса о возможных пробелах и «лазейках» в законодательстве, а также при поиске решений проблемы в расхожем регулировании на уровне федерации или штатов автор прибегает к сравнительно-правовому и логическому методам.
Результаты исследования. В результате изучения вопроса лоббистской деятельности США выявлено, что лоббистская деятельность имеет место на всех уровнях власти. Акты, принятые в ходе исторического развития лоббизма, содержат ряд определений терминов «лоббист» и «лоббистские группы», все более конкретизируют статус лоббистов и очерчивают случаи обязательного раскрытия информации о лоббистской деятельности. Лоббизм оказывает серьезное влияние на законодательный процесс, а также на результаты выборов. Наконец, отмечено стремление законодателя США максимизировать прозрачность лоббистской деятельности посредством устранения «лазеек» в законодательных актах. Законодательное регулирование лоббизма, таким образом, значительно способствует повышению прозрачности в данной сфере и развитию демократических институтов в целом.
Обсуждение и заключение. На наш взгляд, лоббизм существует даже в том случае, если не регулируется законодательно, именно поэтому его регулирование не только не является актом «узаконенной коррупции», но и, напротив, служит средством предотвращения коррумпированности политиков за счет законодательных ограничений их взаимодействий с лоббистами и лоббистскими группами и, следовательно, обеспечения прозрачности процесса принятия решений.  В связи с этим законодательство о лоббировании в США по мере развития постепенно охватывает все больший круг общественных отношений.
Ключевые слова: лоббизм в США, лоббизм по инициативе масс, теневое лоббирование, лоббистские группы, заинтересованные группы, происхождение лоббизма, история лоббизма, законодательство США, «окно политики» Д. Кингдона.

LOBBYING: ITS ROLE IN AND IMPACT ON THE US GOVERNMENT SYSTEM
Introduction.
The article provides an overview of lobbying regulations in the United States. The US lobbying legislation is an integral part of the whole country legislation system, with its regulations helping, in particular, to make the influence exerted by lobbyists on the decision-making process transparent. The status-quo of lobbying anywhere except the US, Canada and the European Union is nonidentical as there still have not been enacted any direct laws and statutory instruments regulating this field elsewhere [8]. Lobbying is thus apt to be misinterpreted due to its misperceiving and insufficient awareness. Consequently, the myth that “bribing” is an equitable sobriquet for “lobbying” is still going strong and has yet to be dissected. The author delves into the origins and history of lobbying in the US, tracing its enhancement and indicating legal loopholes still remaining despite seemingly exhaustive disclosure required. The author equally inquiries into theoretical justifications for regulating lobbying from deliberative democratic theory. “Grassroots lobbying” and “shadow lobbying” constitute likewise matters of concern to the article.
Materials and methods. The author employs both general and specialized scientific methods in the study. The issue of US lobbying development is addressed by means of historical method. In detecting legal loopholes and propounding other approaches used in relation to them either on federal level or in certain states, a comparative legal analysis and a logical method are combined.
Study results. The research has revealed that lobbying activities in general and lobbying practices in particular unfold at every level of government. The acts adopted throughout the US lobbying history provide a range of definitions for the terms “lobbyist” and “lobby groups”, clarify the status of lobbyists and circumscribe the cases of obligatory disclosure of lobbying activities. Lobbying appears to be a thriving field due to it exerting immense influence on legislative process, as well as the outcome of the elections. Last but not least, the study has ascertained the US lobbying system as the one attempting not to leave any of lobbying activities opaque from public perspective by means of eliminating legal loopholes. Thus, lobbying regulations significantly contribute to fostering transparency and democracy overall.
Discussion and conclusion. From our perspective, lobbying exists even when unregulated, hence not only its regulations do not constitute corruption, but they can also serve as a means of outlawing the latter by bringing policy makers under close scrutiny, i.e. establishing certain limitations pertaining their interactions with lobbyists and lobby groups hence the decision-making process. With the aforesaid aim, as well as with the aim of keeping the decision-making process transparent in general, lobbying legislation in the US has been gradually developing in scale and sophistication to eventually encompass the vast number of lobbying interactions.
Keywords: US lobbying, grassroots lobbying, shadow lobbying, lobby groups, interest groups, origins of lobbying, history of lobbying, US legislation, policy window.

Архив: