ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Зайцев Юрий Константинович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической политики и государственно-частного партнерства МГИМО МИД России, старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, Россия
Yury K. Zaytsev, Candidate of Economic Science, Associate Professor with the Department for Economic Politics and Public-Private Partnership, MGIMO University under the MFA of Russia; Research Fellow at the Institute of Applied Economic Studies, Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

Комагаева Юлия Александровна, преподаватель Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, Россия
Julia A. Komagaeva, Lecturer at the Institute of Business and Business Administration, Russian Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

 

Введение. Прозрачность процессов регулирования становится все более важным аспектом государственного управления в разных странах. Возрастает спрос на транспарентность внешнеэкономической деятельности, поэтому особая роль уделяется системам мониторинга и оценки (МиО). В статье проводится анализ текущих практик национальных органов государственного управления по созданию и внедрению систем МиО в сфере международной помощи в целях развития. Использование компонента МиО позволяет, с одной стороны, улучшить подотчетность перед налогоплательщиками, а с другой стороны - повысить общую эффективность реализуемых программ.
Материалы и методы. Для проведения исследования используется теория игр, позволяющая идентифицировать логику выбора конкретной системы МиО в разных странах, а также проанализировать ключевые факторы, влияющие на ее внедрение.
Результаты исследования. В результате проведенного анализа выявлены основные принципы формирования национальных систем МиО, а также определены три уровня действий, определяющих процесс принятия решения по системам оценки: общий, стратегический и коалиционный.
Заключение. В заключении предлагается ряд управленческих рекомендаций по использованию системы МиО для повышения эффективности государственных внешнеэкономических программ.
Ключевые слова: мониторинг и оценка (МиО), внешнеэкономическая политика, международная помощь в целях развития, национальные системы МиО, эффективность программ, страны-партнеры

ESTABLISHING  NATIONAL  MONITORING  AND  EVALUATION  SYSTEMS  FOR  FOREIGN  ECONOMIC  POLICY  IMPLEMENTATION

Introduction. The increasing demand in government regulation transparency creates a special focus on introduction of the monitoring and evaluation (M&E) system. The article analyzes the current practices of the national governments in development and implementation of the M&E systems for assisting international development. With the help of the M&E component, the governments, on the one hand, improve accountability to taxpayers, and, on the other hand, M&E increases program’s overall efficiency.
Methods of research. The game theory is used as a key method of the study. It allows identifying the logic of choosing a specific M&E system in different countries, as well as analyzing the key factors affecting its implementation.
Research results. The main principles for the formation of national M&E systems were identified as a result of the analysis, and three levels (general, strategic and coalition) of actions were identified that determine the decision-making process on assessment systems.
Conclusion. In conclusion several policy recommendations are proposed on how to use the M&E system to increase the effectiveness of state foreign economic programs.
Keywords: monitoring and evaluation (M&E), foreign economic policy, international development aid, national M&E systems, program effectiveness, partner countries

 

Архив: